Действия Центробанка связаны со значительным ослаблением рубля. Причем «благодарить» за это следует в очередной раз и так доставивший России немало хлопот Кипр. После того, как 3 апреля «тройка» кредиторов согласовала наконец кредит острову в 10 млрд. евро, валюта объединенной Европы пошла вверх. Тогда как рубль сорвался в пике. За каких-то 2 дня — с 3 по 5 апреля - евро резко вырос на 69 копеек, до 40,70 рубля. Курс доллара также увеличился на 50,39 копейки, до 31,72 рубля. Последний раз ниже 30 рублей доллар стоил только 5 февраля.
Против нацвалюты сыграли и внутренние факторы: слабые данные по экономике РФ снизили привлекательность вложения в российские активы. Негативно повлияла на настроения инвесторов и информация Банка России по оттоку капитала. В первом квартале он «убежал» на сумму 25,8 млрд долларов – а ведь Минэкономразвития и сам ЦБ предсказывали всего 10 млрд из расчета на весь год! Никуда не делся и определяющий для курса нашего «дензнака» фактор — цены на нефть, застрявшие ниже отметки $110 за баррель. Если раньше финансовым властям такой уровень цен казался хорошим, но теперь стало очевидно, что даже столь высокая нефть не способна стимулировать экономику РФ.
После «распродажи», устроенной Центробанком, падение рубля к бивалютной корзине остановилось. К доллару, согласно установленному на 6 апреля курсу, ему даже удалось вырасти на 7 копеек – до 31,62 руб./$. В перспективе ЦБ, предстоит увеличить объем интервенций, не сомневаются финансовые аналитики.
В предыдущий раз регулятор защищал таким образом рубль 16 ноября прошлого года, тогда в ходе интервенций было продано валюты на 1,21 млрд рублей. Спекулятивные атаки на рубль происходят регулярно: так, за прошлый май он обесценился к доллару на 15%, пришлось даже вмешаться Дмитрию Медведеву, который поторопил Центробанк.
Причина регулярных микрообесцениваний — не секрет. Это чрезмерная зависимость экономики от цен на нефть, внешнего спроса, западных инвестиций, «холодный» деловой климат и неконкурентоспособность продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Плюс- неспособность выучить уроки 2008 года.
Между тем ЦБ вскоре усилит влияние на финансовую политику страны, и его возможности по корректировке курса станут еще больше. Кроме того, он будет влиять не только на банки, но и на остальные финансовые рынки в России. Госдума в мае планирует рассмотреть в первом чтении законопроект о так называемом мегарегуляторе - передаче ЦБ полномочий Федеральной службы по финансовым ранкам (ФСФР). Сам закон должен вступить в силу уже 1 августа этого года, но до 1 января 2015 года предполагается переходный период.
Действующий глава ФСФР Дмитрий Панкин сообщил, что после 2015 года его служба станет новым блоком в составе Центробанка. При этом все 1300 сотрудников ФСФР будут приняты на работу в ЦБ, сокращение штата не предполагается. До 2015 года зарплату сотрудники ФСФР будут получать в среднем по ЦБ — по некоторым данным это порядка 90 тыс. рублей.
Объясняя причину слияния ЦБ с ФСФР, Дмитрий Панкин заявил, что «один регулятор должен следить за рынком и его изменениями. Нужен единый контроль». В законе о мегарегуляторе значится, что ЦБ будет развивать финансовый рынок и обеспечивать стабильность его функционирования, а также регистрировать выпуск ценных бумаг.