Иван СТАРИКОВ, депутат Национальной ассамблеи РФ, член Федерального политсовета движения «Солидарность», экс-замминистра экономики РФ:
- Я думаю, что оценка Голодец относительно того, что порядка 38 млн. россиян находятся вне зоны учёта - справедлива. Это происходит потому, что государство, многократно повторяя, что необходимо поддерживать малый и средний бизнес, что это основа создания среднего класса, политически не заинтересовано, чтобы эти люди были.
Рецепт борьбы с теневым сектором только один: уменьшать налоговую нагрузку, создавать условия для того, чтобы бизнесу и работодателям было невыгодно уходить в тень. Это оксюморон, что при самой низкой ставке подоходного налога (13% - «МК») у нас самое большое количество людей, которые официально не регистрируют свою трудовую деятельность.
Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ-ВШЭ:
- Здесь на самом деле очень большая вина государства. Они постоянно меняют правила игры. Почему у нас «серый» сектор? Работники не верят в то, что по достижении пенсионного возраста у них будет достойная пенсия. У нас в России по-прежнему труд приносит больший доход, если его скрывать, люди пытаются сэкономить на всём.
Государству надо радоваться: они не будут претендовать на хорошую пенсию, а только на социальную. А что касается социальных взносов для предпринимателей, то каково государство — таков и бизнес. Предприниматели никуда не делись, просто они не стали платить налоги.
Игорь НИКОЛАЕВ, директор Департамента стратегического анализа ФБК:
- Цифра не совсем корректная (38 млн. не платящих налоги - «МК»). Ведь кто-то вообще не работает. Например, если мужья хорошо зарабатывают, то жёны не работают. Мы что, хотим вернуться к временам, когда карали за тунеядство?
Однако действительно есть так называемое самозанятое население, которое уходит в тень. Предпринимателям подняли социальные платежи в 2 раза. Государство в данном случае теряет деньги, но претензии к себе надо предъявлять. Повышая социальные платежи, мы таких неплательщиков ещё больше плодим. Это только с колокольни высокопоставленных чиновников кажется, что суммы смехотворные: было 17 тысяч, а стало 36 тыс. Но для бизнеса эта цифра очень ощутима. Чиновники живут в другом измерении. Не надо сетовать, что у нас не платят налоги, а надо создать условия, щадящее налогообложение.