Как сообщает Reuters, национальное исследование показало, что в США сейчас насчитывается 301 874 пустых домов, изъятых у бывших владельцев за долги. В этих домах никто не живет, никто не хочет их покупать или арендовать. Через какое-то время такие дома просто начинает грабить местное хулиганье.
В России эту тенденцию знают в основном по Детройту. В прошлом году фотографии из этого центра автомобильной промышленности наделали много шума. Заброшенные районы, из которых ушли люди, напоминали картинку из фильма про апокалипсис.
Сегодня настоящий лидер по количеству домов-зомби — это Флорида. В этом штате, переживавшем до кризиса настоящий строительный бум, сейчас 90 556 изъятых домов. Затем следуют штаты Иллинойс и Калифорния — соответственно 31 668 и 28 821. Впрочем, малое количество «зомби» не означает отсутствия проблем. В Кентукки «зомби» насчитывают менее тысячи домов, но это 54% от всех изъятых. В Вашингтоне, Неваде, Индиане, Орегоне этот показатель также составляет около 50%.
В России даже трудно представить себе ситуацию, в которую попали американцы. При всех наших стонах о высокой процентной ставке любой взявший ипотечный кредит понимает, что и через 10 лет он будет платить ту же сумму, хотя цена денег к тому времени упадет. В США большинство ипотечных кредитов — с плавающей ставкой. Представьте себе ситуацию, когда выплаты вдруг увеличиваются на треть, на половину или даже вдвое.
При этом невыплата кредита является основанием для выселения. «В США все очень жестко: не можешь платить — выметайся», — говорит гендиректор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. И хотя, по его словам, сейчас в США все большее распространение получает продажа домов с аукционов «буквально за несколько тысяч долларов», огромное количество «зомби» говорит о том, что покупать жилье многие не могут ни за какие деньги.
«Существенных признаков выздоровления экономики США нет. Все, что происходит, это заливка экономики деньгами, огромными суммами, которые печатаются в рамках программы количественного смягчения. Самый вероятный сценарий — долларовая инфляция», — считает президент ИК «Финам» Владислав Кочетков. Впрочем, пока исполняется наихудший сценарий: инфляционная спираль, по словам Кочеткова, не раскручивается, хотя глава ФРС Бен Бернанке обещал при необходимости разбрасывать напечатанные деньги с вертолета. Экономика не реагирует: бесконечные вливания вызывают лишь прилив энтузиазма у биржевых спекулянтов, да и тот с каждым разом все более кратковременен. И это беспокоит уже не только экономистов всего мира, но и рядовых обывателей, понимающих, что план спасения не работает. А напуганный обыватель — плохой покупатель недвижимости. Тем более в условиях, когда его напуганный работодатель составляет планы увольнения сотрудников.
Рассчитывать на иностранных покупателей американским банкам, получившим на свой баланс заложенные дома, тоже не стоит. «Покупать американскую недвижимость сейчас — это брать на себя риск. Если брать горизонт лет на 20, в течение которого платить налоги и эксплуатационные платежи, то можно надеяться, что недвижимость подорожает. Но при этом не факт, что удастся превзойти хотя бы доход по долларовому депозиту. Так что смотреть на этот рынок можно, а вот вкладываться пока рано», — рассуждает Владислав Кочетков.
«Ситуация законсервирована за счет того, что ипотечным заемщикам достаточно охотно кредиты реструктуризируют — подешевевший предмет залога не нужен и самому банку. Это удерживает рынок от обвала, но проблемы не решает: индекс продаж недвижимости на 40% ниже пика. Все держится на государственной поддержке, а не на росте экономики», — поясняет управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. По его мнению, никаких перспектив роста на горизонте пяти лет не просматривается.
Что касается непосредственно проблемы домов-«зомби», то решения ее просто не существует, говорит эксперт. «Если их выкупить за государственный счет и просто раздавать, это обвалит рынок. А источников роста, которые подпитали бы их покупку, просто нет», — поясняет он. Так что количество таких домов не уменьшится, а скорее увеличится, полагает Сергей Хестанов.
Статистика подтверждает его правоту: только за первый квартал 2013 года количество изъятых за долги домов возросло на 9% и составляет 1,5 млн. Еще почти 11 млн домовладельцев рискуют потерять свою собственность, так как ее цена меньше, чем их долги.
Учитывая, что в среднем каждый второй из этих домов превращается в «зомби», можно представить себе динамику. «Практически достаточно хоть сколько-то платить банку, чтобы дом не забрали», — говорит Сергей Хестанов. И если в этих условиях у должников нет возможности платить, это говорит о состоянии экономики США лучше всякой статистики. Вопрос, в сущности, только в одном: когда эти люди, обманутые банкирами и правительством, выгнанные с работы и из собственного дома, отчаявшиеся и обозленные, предъявят счет властям?