При покупке этой машины сложно сэкономить. В том смысле, что даже в топовой комплектации (970 000 рублей) со всеми наворотами, о которых только может мечтать водитель псевдовнедорожника (разумеется, мы не берем в расчет системы, присущие машинам премиум-сегмента), этот «немец» не выбегает за миллион рублей. Куда уж дешевле по нынешним временам...
А в переднеприводной «базе» на механике Opel Mokka и вовсе «демпингует». За 729 000 потребитель получает в том числе кондиционер, бортовой компьютер, автомагнитолу CD/MP3, круиз-контроль, наружные зеркала с электроприводом и подогревом, ESP, фронтальные и боковые подушки безопасности, защиту картера. Дешевле только базовый Nissan Juke с, мягко говоря, неоднозначной — на особого любителя — внешностью, который к тому же в старших комплектациях будет подороже. Со Skoda Yeti примерно та же история — и во всех комплектациях она несколько дороже, и экстерьер не для всех, да и не свеж уже. Производитель Mokka почему-то записывает в конкуренты Mitsubishi ASX/Peugeot 4008/Citroёn С4 Airсross. Но значительно выигрывающий у нашего героя в цене переднеприводный «японец» на МКП проигрывает мощностью двигателя, а цена его модификации на полном приводе с 2-литровым движком, агрегатированным с вариатором, переваливает за миллион рублей. Да и вариаторы, используемые этой троицей, «подъедают» столько бензина, что 7,6 л/100 км «немца» (проверено на дорогах Хорватии, Словении и Австрии) только в этой дисциплине делают его фаворитом.
Другими словами, «Opel» умудрился сделать такое предложение, от которого небогатому россиянину (не увлекающемуся покорением глухого бездорожья, но предпочитающему передвигаться «на чем повыше» и отдыхающему на даче не только летом) будет трудно отказаться.
Особенно учитывая дизайнерский успех создателей машины. Карстен Энненхайстер явно угодил современному горожанину (пол не имеет значения), который с помощью Mokka теперь легко подчеркнет свою динамичность, спортивность и энергичность. Автомобиль выглядит весьма уверенным, решительным и целеустремленным без лишней агрессии. Да и ведет себя соответственно.
Его версия 4х4 с 6-ступенчатым «автоматом» только для России оснащается 1,8-литровым атмосферником, выдающим на-гора 140 «лошадок». Мотор не нов, зато явно может «питаться» 92-м бензином, что при нынешней дороговизне «овса» весьма актуально. До обещанной производителем «максималки» в 180 км/ч мне во время теста разогнаться не удалось — ПДД стран, где проходили испытания, запрещали. Но 120–140 км/ч достигал легко. Правда, заявленные 11,1 с до «сотки» — явное преувеличение. Мотору очевидно не хватает тяги (178 Нм при 3800 об/мин), и резко ускоряться на низших передачах он не любит, несколько напрягая слух натужным ревом. Но потом выравнивается и на крейсерских скоростях обеспечивает довольно динамичную езду. Причем очень тихую. По крайней мере вашим корреспондентам ни шум ветра, облизывающего передние стойки, ни шумы колесные не мешали под негромкую музыку обсуждать достоинства и недостатки авто.
Дорогу полноприводный Mokka (крутящий момент между осями перераспределяется в соотношениях от 100:0 до 50:50) держит отменно и, что приятно, очень уверенно. Автомобиль страхует водителя множеством электронных помощников, в том числе помогая ему трогаться на подъеме и спускаться с крутых горок. И еще он очень хорошо читает дорожные знаки, ограничивающие скоростной режим, и транслирует информацию на приборную панель. Подвеска, правда, при всей комфортности на городских улицах и автобанах все-таки жестковата, и даже цивильные европейские проселки и «лежачие полицейские» нет-нет да и давали о себе знать (автомобиль построен на глобальной платформе Gamma II — Chevrolet Aveo, Spark и компания, а значит, спереди у Mokka Макферсон, а сзади банальная балка на сопряженных рычагах даже у полноприводных версий — унификация налицо).
Кстати, о проселках. Скользкую и чуть заснеженную дорогу до фазенды кроссовер преодолеет без труда. Но вот даже на средней сложности бездорожье выезжать на нем не рекомендуется. Не хватит ни тяги, ни клиренса. Последний, учитывая резиновый аэродинамический фартучек под бампером (при небольших нагрузках легко подминается не в ущерб себе) и мощную металлическую конструкцию, защищающую бензобак, в лучшем случае не превысит 185 мм (хотя для покорения большинства городских бордюров этого более чем достаточно).
Ну а для дачно-домашних нужд и путешествий по дорогам общего пользования Opel подходит отлично. Объем багажного отсека варьируется в диапазоне от 356 л до 1372 л. Его длина до спинок кресел второго ряда — 730 мм, ширина — 915, погрузочная высота — 721 мм. А всего в распоряжении седоков 19 всевозможных ниш, боксов, бардачков. А к багажнику можно прикрепить до трех велосипедов. Причем двухколесная техника не будет препятствовать его открытию.
Кстати сказать, в дальней дороге путешественников порадуют без преувеличения уникальные кресла «немца». И не только тем, что обладают комфортной боковой поддержкой. Mokka — единственный пока в своем классе автомобиль, чьи ортопедические «сидушки» получили одобрение ассоциации AGR («Движение за здоровье спины»). И еще дорогу скрасят двухзонный климат-контроль; автоматическая система быстрого обогрева салона; фирменная опелевская система навигации и развлечений, известная по другим моделям. Одним словом, автомобиль, несмотря на свои размеры, предлагает максимум удобств и свободы для пяти седоков. А цветовая гамма отделки топовой комплектации создает чуть ли не домашний уют.
...Впрочем, в случае с этим Opel совершено не важно, как машина едет-рулится и насколько хороша у нее подвеска. Не важно также, что полный привод, реализованный у Mokka посредством классического многодискового сцепления, как и дорожный просвет, — для галочки (добавляет уверенности психологической, но не ходовой). Если среднестатистический покупатель начинает интересоваться Opel Mokka, то он его практически наверняка купит. В том числе и потому, что у Mokka неизбитая внешность и интересный интерьер. Вот то, что сегодня в сто крат важнее рулежки и держания дороги. Это то, что определяет успешность продукта. Это то, что нужно целевой группе. И о судьбе Opel Mokka в России можно не беспокоиться. Точно угаданное настроение рынка при весьма щадящей цене предложения; внеполовая и по большому счету вневозрастная сущность машины; качественные материалы и сборка — все это обещает «немцу» стать бестселлером. А ведь к концу года нам обещают и дизелек...
КСТАТИ
Почему у этого бюджетного кроссовера «кофейное» имя — Mokka? Напомним, что одноименный сорт арабики был первым, из которого решили варить то, что сегодня стало синонимом трудоголизма. Но Mokka, который не кофе, а автомобиль, далеко не первый в классе и уж точно не трудоголик. Довольно простой двухобъемник появился аккурат в «высокий сезон» торговли компактными кроссоверами. Стало быть, эта легенда не подходит. В то же время мокка, который не автомобиль, а кофе, продавался как при царе Горохе, так и по сей день реализуется по обе стороны Атлантики — то бишь продукт массового потребления. Улавливаете связь?