Показная порка «козла отпущения»
На наш взгляд, отчаянные метания киприотов, начавшиеся с объявления о введении фиксированного единовременного налога на депозиты и завершившиеся на сегодняшний день полной неясностью о судьбе вкладов на суммы свыше 100 тысяч евро, вызваны двумя факторами, имеющими, в принципе, одни и те же корни.
Во-первых, желанием Евросоюза отыграться на маленьком Кипре, продемонстрировав перед налогоплательщиками северных стран волю в решении финансовых проблем периферии, попутно наказывая в результате частный сектор. Во-вторых, собственно позицией канцлера Германии Ангелы Меркель, которая перед предстоящими в этом году выборами также хочет показать, что страны ядра еврозоны больше не хотят расплачиваться за деяния «южан».
Последовавший в финансовом мире шок был вполне предсказуемым: меры вроде введения налога на вклады или их конфискации, что, собственно, может подразумеваться последней версией «урегулирования финансового кризиса», могли бы считаться нормой для Зимбабве или Уганды, но никак не для страны-члена еврозоны и ЕС.
Складывается ощущение, что международные кредиторы в лице ЕЦБ, Еврокомиссии и МВФ просто-напросто решили выпустить пар после известных событий с другими странами периферии еврозоны, смыв с финансовой карты маленький остров в Средиземном море. Ведь Кипр – это даже не периферия еврозоны. С ВВП в 0,25% от ВВП еврозоны и 7% от ВВП Греции, он является, образно говоря, периферией периферии.
В то же время этот «остров невезения» давно является важным винтиком в механизме финансовой системы России, чем и объясняется повышенный интерес российских властей к кипрским проблемам – именно это давало руководству Кипра шансы отказаться от беспрецедентных мер частичной национализации вкладов. Застряв между интересами Европы и России, маленький Кипр отчаянно пытается избежать краха банковской системы страны. При этом каждому очевидно, что, как только иностранные вкладчики получат доступ к своим счетам, большинство из них постарается вывести деньги (если таковые на счетах, конечно, останутся) с острова «от греха подальше».
Казалось, что система помощи периферийным странам еврозоны за два года кризиса отлажена и работает как часы. Живете не по средствам – урезайте бюджет, продавайте государственное имущество, повышайте налоги. С Кипром Европа решила пойти еще дальше, создав крайне опасный прецедент, который не поддается никакой логике. Кипр был поставлен перед ультиматумом – либо вводите жесткие меры в отношении вкладов, либо останетесь без финансовой помощи.
Неоригинальность островного кризиса
Кипрские банки пострадали от реструктуризации греческого госдолга в прошлом году (4-4,5 млрд. евро), а также от собственных операций в Греции. Поэтому помощь Кипру во многом связана именно с рекапитализацией банков на сумму, достигающую примерно 10 млрд. евро. По данным ЕЦБ, активы кипрских банков разрослись на конец января этого года до 126,4 млрд. евро (в семь раз больше ВВП страны), тогда как в 2007 году они составляли лишь 78 млрд. евро.
Эта ситуация напоминает замкнутый круг роста суверенного долга, вызванного рекапитализацией банковского сектора. Через такой процесс уже прошли две страны – Ирландия и Испания. Отметим, что при всех проблемах в банковском секторе государственный долг Кипра находится на вполне допустимых по сегодняшним меркам уровнях – 85% ВВП.
По прогнозам Еврокомиссии, в 2013 году ВВП Кипра снизится на 3,5%. При этом давление на экономику оказывает не только банковский сектор, но и обремененные долгами домохозяйства и нефинансовые компании. Долги нефинансового сектора острова – третьи по величине в еврозоне после Люксембурга и Ирландии, и достигают примерно 280% от ВВП.
В чем состоят российские интересы?
Кипрские банки платили по депозитам со сроком менее двух лет в среднем 4,45%. Для сравнения в 2008 году ставка составляла 4,25%. За этот же период ЕЦБ сократил ставку рефинансирования с 4% до рекордно низкого уровня 0,75%, а немецкие банки снизили свои ставки с 4% до 1,5%. Кипр же привлекал «горячие деньги» при общей тенденции к более низким доходностям в других странах еврозоны.
По данным кипрского центробанка, на конец января этого года общий объем депозитов в кипрских банках достигал 68,4 млрд. евро. Из них 42,8 млрд. евро приходится на резидентов страны, 4,8 млрд. евро – на резидентов других стран еврозоны, и 20,8 млрд. евро – на «остальной мир». Очевидно, что в последней категории львиную долю составляют вклады российских граждан. Сейчас мы слышим о разных оценках депозитов россиян на Кипре, но более-менее адекватные цифры находятся в пределах 14-16 млрд. евро.
По оценкам агентства Moody’s, под единовременный налог на депозиты российских вкладчиков и компаний могло бы попасть порядка 60 млрд. евро. Из этой суммы около 31 млрд. составляют непосредственно вклады в кипрские банки и дочерние компании. Остальные 29 млрд. евро – это российские кредиты кипрским банкам и фирмам (включая своих «дочек» и «внучек»). Самая большая экспозиция – у государственного банка ВТБ, которому принадлежит дочерний Русский коммерческий банк с активами, достигающими, по оценкам все того же Moody’s, порядка 13,8 млрд. евро.
Россия в ближайшее время может пролонгировать выданный Кипру кредит на 2,5 млрд. евро, который был предоставлен Кипру в 2011 году сроком на 4,5 года под 4,5% годовых. Кипр просит отсрочить выплаты по кредиту на пять лет и понизить ставку. При этом вклад России в спасение кипрских банков мог бы увеличиться, если бы Кипру так и не удалось договориться с Еврогруппой, однако последние события свидетельствуют о том, что дело обстоит как раз наоборот.
Заинтересованность России, которая провела с Кипром пока безрезультатные переговоры, объяснялась не только вкладами россиян, но и месторождением природного газа в экономических водах Кипра. Можно не сомневаться, что имеющий огромный финансовый ресурс Газпром хочет по дешевке получить доступ к этому месторождению. Помимо этого, есть спекуляции о желании России в обмен на предоставление финансовой помощи создать на Кипре военную базу. Естественно, такие разговоры вызывали раздражение у европейцев, о чем публично успела заявить канцлер ФРГ Меркель.
Реструктуризация бондов как альтернатива конфискации
Ясно, что и первоначальное решение о «конфискации» средств на депозитах, и последующее – вообще ставящее под вопрос судьбу вкладов на сумму свыше 100 тысяч евро – были приняты от безысходности. Например, реструктуризация суверенных бондов нанесла бы балансам кипрских банков, которые и так пострадали от подобной операции в Греции, еще больший ущерб.
Понятны и озвученные первоначально высокие ставки «конфискационного налога». По данным Barclays Capital, депозиты свыше 100 тыс. евро составляют порядка 55% от всех вкладов на Кипре. Для того, чтобы избавить от налога застрахованные депозиты на сумму менее 100 тыс. евро, ставка для депозитов свыше 100 тыс. евро должна была быть установлена на уровне 15,5%.
Если бы парламент Кипра отказался «трогать» депозиты согласно предложениям европейских властей, Кипру, по сути, пришлось бы отказаться от всей антикризисной программы на 10 млрд. евро. Тогда одним из вариантов могла бы стать реструктуризация суверенных бондов Кипра. Напомним, что на данный момент на рынке торгуются бонды на сумму 4,4 млрд. евро, подпадающие под кипрские законы, и на сумму 3,8 млрд евро, подпадающие под английские законы. При этом реструктуризация бондов, выпущенных в соответствии с кипрским законодательством, почти исключена, так как они в основном лежат на балансах кипрских банков, которые в ходе реструктуризации понесут потери.
Пока петух не клюнет, ЕС не поторопится
Для ЕС ситуация на Кипре не была секретом. Власти островного государства обратились к Евросоюзу за помощью еще в июне прошлого года, и за это время европейцы вполне могли разработать адекватный план по оказанию поддержки. Однако, как это всегда происходит с долговыми проблемами еврозоны, пока «петух не клюнет», никто ничего не решает.
Новый поворот в европейском долговом кризисе наводит на безрадостные выводы. Никакой актив сегодня нельзя рассматривать как «безрисковый» – в особенности в странах со слабыми государственными и банковскими институтами. Под гнетом кризиса правительства могут прибегать к самым безумным и несправедливым мерам, которые зачастую противоречат и предвыборным обещаниям, и здравому смыслу.
Игорь Зуев, эксперт латвийского банка Rietumu