«Переговоры завершились с российской стороны. Мы выслушали их условия. Их предложения были следующие: создать госкомпанию с передачей активов газовых месторождений и предложить российским инвесторам купить облигации с последующим вхождением в акции. Наши инвесторы рассмотрели этот вопрос, интерес не проявили», - заявил Антон Силуанов утром в пятницу, 22 марта.
Так же российский министр рассказал, что российские банкиры так же не заинтересовались спасением кипрских коллег. «Они еще нам предлагали войти в эти банки. Но ни у одной нашей коммерческой кредитной организации такого желания не возникло» - сказал он.
Силуанов также подтвердил вчерашнее заявление кипрского министра финансов Михалиса Сарриса о том, что вариант с выдачей кредита островной республике в ходе переговоров был отметен. «Вопрос о предоставлении кредита не рассматривался, потому что европейская сторона установила предел долга, сверх которого они (Кипр) не должны выходить, а предоставление этого кредита - это превышение этого порогового значения», - сказал российский министр. Ранее его коллега заявил, что выдача Кипру еще одного кредита сделает общий долг страны «нежизнеспособным».
«Ждем решения «тройки» (международных кредиторов — ЕЦБ, МВФ, ЕСМ - «МК»), исходя из этого будем реагировать и будем принимать решения о нашем участии в части реструктуризации долгов», - добавил Силуанов.
Из-за такого решения Москвы кипрские власти попросту пришли в отчаяние. Ранее представители Евросоюза высказывались в том духе, что мяч после отказа местного парламента от налога на депозиты теперь находится на стороне Кипра. Властям островной республики дали понять, что для получения помощи со стороны ЕС им нужно найти 5,8 млрд. евро (которые планировалось выручить за счет налога) на спасение своей экономики из других источников. Источником, на который возлагались самые большие надежды, для Кипра до последнего времени оставалась Росиия.
Как только стало известно о решении Москвы, на Кипре был введен режим «чрезвычайной ситуации» в экономике. В связи с этим, был в срочном порядке одобрен кабмином и внесен в парламент пакет мер, по сути, включающих в стране ручное управление экономикой.
В частности, закон предоставляет Минфину и ЦБ Кипра полномочия по введению любых ограничительных мер на движение денег при необходимости защиты общественного порядка. И фактически предполагает заморозку всех находящихся сейчас на Кипре денег.
Документ предполагает ограничения на снятие наличных, запрет на досрочное снятие депозитов, обязательную реструктуризацию сроков погашения срочных депозитов, запрет или ограничение на открытие новых счетов, преобразование депозитов на текущих счетах в срочные вклады, запрет или ограничения по безналичным операциям, ограничение на использование дебетовых, кредитных и предоплаченных карт, запрет или ограничения на обналичивание чеков, ограничения на межбанковские операции или операции в рамках одного учреждения, ограничение по операциям с государственными учреждениями, а также ограничения на движение капиталов, платежи и переводы.
В случае принятия документов, Кипр, вероятно, навсегда уничтожит свой статус «тихой гавани» мировых финансов. В случае, если парламент откажется, страну с большой долей вероятности ждет неконтролируемый дефолт. В общем-то, с тем же исходом.