Перед телекамерами Игорь Слюняев попытался возразить президенту России насчет взаимосвязи между регулированием тарифов и реальной платой граждан, на что Путин не по-президентски раздраженно ответил: «Слушайте, что вы мне рассказываете? Граждан это совершенно не интересует... Идите и объясните людям, почему они в декабре, в ноябре должны были платить такие деньги, а в январе, феврале — вот такой скачок… А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?»
В Каннах у министра были хлопоты поприятнее — по открытию стендов. Хотя на выставке «для богатых» (поскольку «MIPIM 2013» является выставкой коммерческой недвижимости) для многих роль министра Игоря Слюняева была не совсем понятна. Впрочем, немудрено, она вообще не ясна даже экспертам. Сегодня глава Минрегиона Игорь Слюняев усиливает контроль за строительством олимпийских объектов в Сочи или входит в состав комиссии по ликвидации последствий техногенной аварии в городе Березняки. А завтра сайт министерства сообщает о планах празднования 200-летия пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре или озадачивается делами казачества… Можно ли назвать все это развитием регионов?
Что делал Игорь Слюняев со своими замами в Каннах? ЖКХ в России поднимал? Или содействовал поиску инвесторов для реализации представленного на стенде Краснодарского края проекта развития яхтенных марин на Черноморском побережье? Не спорим, может быть, искать инвесторов во Франции и приятней. Но в этом ли миссия главного «региональщика» России? Неужели в нашей стране все так хорошо, что у министра регионального развития, в ведении которого находится, в том числе и ЖКХ, нет других задач?
Только в феврале на митинги против резкого подорожания коммунальных услуг вышли жители многих регионов России. По данным ежемесячного рейтинга фонда «Петербургская политика», средняя оценка устойчивости социально-политической ситуации в регионах снизилась с 7,05 в сентябре до 6,78 в декабре. Эксперты в качестве причин роста напряженности среди населения в регионах называют, в том числе введение в действие новых правил оплаты услуг ЖКХ, значительное повышение платежей и продолжающееся снижение качества услуг в этой сфере.
А качество услуг становится все хуже и хуже. По прогнозам МЧС России, высока вероятность возникновения в 2013 году крупных аварий на системах жилищно-коммунального хозяйства на территории пяти (из восьми!) федеральных округов страны.
По данным МЧС, в зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектах проживают свыше 90 миллионов россиян, или 60% населения страны. МЧС прогнозирует, что годовой ущерб от чрезвычайных ситуаций различного характера может достигать до 900 миллиардов рублей (1,5—2% валового внутреннего продукта). «Наибольший риск чрезвычайных ситуаций, связанный с авариями на коммунальных системах регионального и выше уровней, прогнозируется на территории Дальневосточного (Амурская область), Сибирского (Забайкальский, Красноярский края, Новосибирская область), Уральского (Свердловская, Курганская, Челябинская области), Приволжского (Самарская, Саратовская, Ульяновская области), Южного (Краснодарский край, Адыгея) федеральных округов», — говорится в прогнозе Центра «Антистихия» МЧС России. То есть на очень значительной части территории страны.
Может быть, министр не знает об этом, и именно непонимание ситуации позволяет ему спокойно проводить время в Каннах, несмотря на митинги и аварии? Но нет, до того, как Игорь Слюняев стал пятым за 8 лет министром регионального развития, он успел побыть губернатором Костромской области и не может не знать о проблемах российских регионов.
Правда, до 5-летия служения в Костромской губернии, как ее неофициально любил называть в речах Слюняев, он не дотянул по весьма прозаической причине. Взявшись за роль «политического паровоза» для «Единой России» в думской избирательной кампании 2011 года, Игорь Николаевич выборы по линии партии власти провалил, несмотря на предпринятую жесткую зачистку и дискредитацию оппонентов. У «ЕдРа» в Костромской области оказался один из самых низких по стране результатов (30,74 %, а в самой Костроме партия власти заняла лишь второе место — 25,24 %). Вероятно, люди голосовали даже не столько против партии власти, сколько против регионального лидера. Делали это даже избиратели, имеющие отношение к областной администрации, исходя из логики «прокатим «ЕдРо» — уволят Слюняева». Некоторые СМИ даже называют Игоря Слюняева «отцом оппозиции» Костромской области. Ведь именно его действия как тогдашнего руководителя региона привели к открытому письму костромичей в администрацию области с требованием отставки губернатора, митингам и появлению в регионе, ранее более чем спокойном, нескольких тысяч оппозиционеров.
История умалчивает, при каких обстоятельствах губернатор Костромской области Игорь Слюняев после проигрыша «Единой России» подал прошение об отставке. Однако представляется, что не одни выборные беды привели его к губернаторскому краху. При нем регион во многом утратил позиции, экономического чуда не случилось. Государственный долг области вырос почти в три раза и достиг практически 10 миллиардов рублей.
А ведь поначалу Кострома встретила «варяга» со связями в Москве с надеждами и даже одобрительно. Хотя попал Слюняев на родину Ивана Сусанина в результате трагедии с прежним губернатором Костромской области Виктором Шершуновым, который погиб в ДТП на скользкой ночной дороге в сентябре 2007 года. До этого путь Слюняева был извилист — по каким только должностям судьба его не носила! Он поработал и в милиции, и «Моссибинтербанке», возглавлял Государственную службу дорожного хозяйства (Росавтодор) Минтранса РФ.
Не миновал Игорь Слюняев и политики, два года числясь советником председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Но тут и вмешался в его судьбу планидный случай: в 2005 году в ДТП насмерть разбился губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. А вместо него на пост главы этого региона попал знакомый Слюняева Александр Карлин, который и предложил Игоря Слюняева сенатором от Алтайского края в СФ РФ, по сути, дав тому путевку в кадровый резерв «ЕР».
На родине Сусанина кандидатуру алтайского сенатора, предложенную Путиным вместо погибшего Шершунова, одобрили: 25 октября 2007 года Костромская областная дума единогласно наделила Слюняева полномочиями губернатора региона. Все было, как у А. Грибоедова в «Горе от ума»: «Приехал и нашел, что ласкам нет конца…» Однако со временем восторги сменились ропотом. Стиль руководства нового губернатора вызвал раскол в политических и экономических элитах области, вызвал неодобрение населения. Проще говоря, губернатор сложно уживался с коллегами.
Мэра областного центра Ирину Переверзеву губернатор-«варяг» уволил через несколько месяцев. Потом было много увольнений — новый назначенец оказался с жестким характером. Конечно, можно предположить, что Переверзева была «не та», и изгнанный в оппозицию зам. губернатора Владимир Андрейченко, отвечавший в администрации за экономический блок, «не тот» (кстати, перед изгнанием Андрейченко с работы Слюняев послал заму SMS-сообщение, что стало предметом иска в суд). Но вот незадача: из областной администрации какими-то ветрами постепенно «унесло» практически всех уроженцев Костромы, места которых губернатор Игорь Слюняев заполнял «варягами». Пошла «зачистка» кадров и по области.
В 2011 г. жители города Шарья на северо-востоке Костромской области открыто протестовали против изменения городской схемы управления: жители подали в суд и потребовали отменить это решение. Протестующие, к которым присоединились члены Союза предпринимателей, Ассоциации строителей, Совета ветеранов и почетных граждан города Шарьи, поведали, как в 40-тысячном городке уволили сначала первого заместителя главы городского округа и практически всех руководителей ключевых подразделений администрации. А затем «по собственному желанию» сместили избранного всенародным голосованием на второй срок главу округа Владимира Климова.
Разошелся во взглядах губернатор даже с архиепископом Костромским и Галичским Александром, ибо, вероятно, двух духовных лидеров в одном регионе быть не должно. Конфликт пришлось тушить руководству РПЦ, направившего владыку Александра в Казахстан.
Вспыхнул бой у губернатора и с костромским судом — губернатор подал жалобу на председателя облсуда Вячеслава Иванова в Верховный суд, что судейский корпус расценил как «попытку оказать давление на судейское сообщество».
С предпринимателями тоже дело не заладилось: им сильно не нравились созданные губернатором «комиссии по мобилизации доходов», в которые в качестве Павликов Морозовых записали не только специальных финансовых уполномоченных в каждом районе, но и «внештатников» из редакторов местных газет.
Поэтому едва ли была ложной информация о том, что при отставке Игоря Слюняева с поста губернатора в Костроме радовалась вся область, а местные радиостанции в эфире крутили песни типа «Прощай, любимый город», а жители слали ему слова благодарности за уход из региона.
В чем был замысел назначения Слюняева министром? Может быть, в Минрегионе понадобился не просто жесткий человек, а мыслитель и провидец, который в условиях кризиса нащупает и проработает концептуальные основы региональной и национальной политики России. Есть даже мнение, что на нового министра возложена задача подключить гражданское общество в регионах к управлению или «по крайней мере, для получения информации снизу».
Однако из попыток наладить получение информации от населения на прежнем посту Игоря Слюняева вспоминается в основном его порыв выйти в Интернет для общения с простыми гражданами — разумеется, после того, как тогдашний президент страны Дмитрий Медведев открыл на кремлевском сайте видеоблог, а затем вышел в Живой Журнал. В первом же своем посте в ЖЖ Слюняев призвал интернет-сообщество к «свободе, открытости, уникальной возможности для самовыражения» и высказал пожелание с помощью блога «почерпнуть объективную информацию, свежие идеи, нестандартные взгляды и решения».
В скорости костромичи стали «неправильно» пользоваться губернаторскими интернет-площадками и своими форумами, критиковать «воеводу». Кое-каких блогеров удалось точечно пресечь вызывом на беседы в органы.
«Если сложить все вышеперечисленное, то становится ясно, что осмыслять и проводить в жизнь региональное развитие России БУДЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ, при котором в экономическом плане регион не показал приемлемых результатов, а в философско-мыслительном — не пошел далее использования административного ресурса».