В последнее время все чаще гадают, кто же заменит Сергея Игнатьева на посту главы ЦБ. Владимир Путин пообещал, что это будет неожиданная фигура и «вам понравится». Ставки повышаются день ото дня, хотя бы потому, что ЦБ могут повысить до уровня мегарегулятора. Но в любом надо поблагодарить уходящего председателя за важный прецедент. Впервые за 100 лет главного банкира страны не расстреливают и даже не вынуждают написать заявление по собственному желанию до окончания срока.
Помню, в 1991 году я был в США и три дня ходил в Федеральную резервную систему, разговаривал с начальниками подразделений о специфике их работы и встречался с руководителем ФРС Гринспеном. Он как-то показал мне таблицу приоритетов ФРС. Я её даже в Москву привёз в назидание коллегам.
На скрижалях Федеральной резервной системы США записаны три задачи: Первая — price-index (индекс цен), т. е инфляция. Вторая — real income (реальные доходы населения). И наконец, employment (занятость).
Я удивился, спрашиваю: «Алан, а при чём здесь занятость? Ты министерство труда, что ли?» И получил ответ: «Виктор, но всё же связано. Предположим, у нас предстоят выборы. Инфляции мы можем дать увеличиться, потом мы её прижмём, важно, чтобы “инком” немного подрос, а безработица уменьшилась. Лучше, чтобы больше счастливого народа пошло голосовать!» Именно эти три фактора создают стабильность и определяют экономическое здоровье нации. Так что, даже самые ярые монетаристы кое что понимают… За это всё, а не только за уровень инфляции или курс рубля, должен отвечать и наш Центральный банк. Однако у нас некоторые видят и знают лишь первую строчку этих функций, забывая про две другие.
В связи с этим, мне кажется, сейчас не важно, кто персонально станет руководителем Банка России. К фигурам, наиболее часто называемым в качестве кандидатов — Набиуллиной и Задорнову — я отношусь с симпатией. Варианты, не устаивающие меня, известны всем, и имеют меньше шансов на избрание. Сейчас важнее другое: будет ли изменена политика главного банка страны, надеюсь, минфиновский период, когда наш банк выполнял роль подразделения министерства проходит.
Кстати, очень интересен обсуждаемый вариант назначения на освобождаемый пост председателя Национального банка Казахстана Григория Марченко. Такой выбор увеличил бы перспективы координации политик центральных банков в рамках Таможенного союза. Тем более первый опыт совместного выдвижения Марченко на пост председателя Мирового банка уже был. Да и мужик он хороший и профессионально грамотный!
А гражданство он мог бы получить оперативно, тем более, что механизм этот на Жераре Ксавьевиче Депардье уже опробован. Думаю и пятикомнатная квартира в Грозном Марченко не понадобиться, так что дешевле обойдется.