Увеличение арендных ставок на землю в этом году приведет к удорожанию стоимости литра бензина на 0,5–1 руб. Это треть от того роста-2013, который от бензиновых цен ожидает большинство экспертов с учетом увеличения топливных акцизов и цены на нефть.
Дело в том, что, сравнивая стоимость аренды земли в 2013 и 2012 годах, многие московские предприниматели насчитают кратную разницу. «С учетом коэффициентов, определяемых правительством для разных арендаторов, и резкого повышения кадастровой стоимости земли, одобренного в конце прошлого года, увеличение стоимости аренды для некоторых предпринимателей составило 3–3,5 раза. Например, для меня она выросла с 2 млн руб. до 7 млн рублей», — рассказал «МК» владелец столичной сети АЗС. По его словам, с подобной ситуацией столкнулись многие его коллеги, которым уже пришли уведомления об оплате земли (их столичные предприниматели обычно получают в начале февраля).
При этом владельцы сетей автозаправочных станций оказались еще в относительно комфортном положении. Доля расходов на аренду земли в общей структуре их издержек составляет, по оценкам участников рынка, около 25–30%. У них есть выбор: переписать ценники или попытаться сократить остальные расходы. Причем последний вариант скорее всего выберут крупные сети АЗС, в большинстве своем входящие в вертикально интегрированные нефтяные компании. Или же можно отыграть потери, увеличив торговую наценку на сопутствующие товары в магазинах на АЗС (которые, по мнению некоторых экспертов, приносят владельцам АЗС как минимум половину прибыли).
Менее радужная участь ждет автомойки и автосервисы. Затраты на земельную аренду составляют примерно половину их общих издержек. И резкое увеличение первых приведет к значительному увеличению последних. При этом по сравнению с АЗС потребность в их услугах у автовладельцев значительно меньше. Так что пойти по простому пути перекладывания издержек на потребителей у многих не получится. В итоге это может привести к массовому закрытию столичных моек и мастерских. Сильнее всего это коснется Северного, Северо-Восточного и Восточного округов, говорят участники рынка.
Столичные власти в курсе увеличения арендной платы для предпринимателей. Но оно, по их мнению, является справедливым. «У города образовалось много выпадающих доходов, связанных с уходом консолидированных налогоплательщиков. Социальные программы сокращать нельзя, возникает вопрос: как возмещать их?» — объяснила позицию города зам. мэра Наталья Сергунина. По ее словам, дополнительные доходы от арендных платежей будут поступать в адресную инвестиционную программу Москвы. Так, деньги, полученные от строительных фирм, будут тратиться на строительство инфраструктуры вокруг строящихся объектов. Посетителям выживших автомоек и АЗС, судя по всему, стоит рассчитывать на улучшенные подъезды к ним.