А все потому, что бюджетные машины у нас давно не такие и бюджетные. Polo, Rio, Solaris... Меньше чем за полмиллиона их уже не купить, причем за эти деньги вам поставят базовый автомобиль, где из опций будет лишь «автомат». Хотите больше? Продолжайте платить дальше. А «дальше» — это ценник под 600 000 рублей, которые в переводе на американскую валюту составляют около $20 000. В США за эти деньги принято покупать неплохо упакованный и, что немаловажно, современный седан C-класса. У нас же вам в лучшем случае предложат полукитайский B+, у которого есть магнитола, а ручки дверей и зеркала покрашены в цвет кузова. При этом цены на машины растут по два раза в год, а зарплата вслед за инфляцией у большинства россиян почему-то не индексируется.
И вот на этом фоне мы получаем новый Nissan Almera — продукт во всех смыслах знаковый. Во-первых, потому, что это первый иностранный автомобиль, «прописавшийся» в Тольятти, но избежавший чести носить ладью на решетке радиатора. А во-вторых, потому, что в перспективе этот автомобиль рискует стать самым востребованным в сегменте.
Последнее утверждение не голословно и не навязано автору этих строк представителями марки во время официальной презентации. Напротив, они в своих оценках крайне осторожны, о чем, в частности, свидетельствуют даже запланированные объемы производства — 60 000 авто в год, то есть собирать этих машин будут в полтора раза меньше, чем собирают Hyundai Solaris. Но у «Nissan» есть как минимум одно серьезное преимущество.
Не стоит думать, что Almera, которая появится у дилеров уже в марте, достанется страждущим даром. «Nissan» не антагонист, а полноценный участник рынка, так что этот автомобиль переоценен не меньше, чем любой другой седан вышеназванного сегмента. А может, и больше, поскольку как минимум половина этой машины сделана из... Renault Logan. Однако по совокупности качеств Almera способна элементарно уделать и «корейцев», и Polo Sedan, и, позволим себе слегка попророчествовать, пока еще грядущий Skoda Rapid.
Экстерьер у новинки, мягко выражаясь, так себе: внешность а-ля Teana более-менее хороша только спереди, сзади же авто смотрится так же тяжело, как Peugeot 408. Иными словами, не раз упомянутый тут Solaris, не говоря про соплатформенный ему Rio, выглядит куда интереснее, и оглядываться вслед этой машине уже точно не будут. С другой стороны, основным рынком для новинки должны стать не столичные регионы, а провинция, где клиенты шедеврами автомобильного дизайна, как правило, не избалованы. На них, если судить по цифрам, обнародованным во время презентации новинки, придется порядка 70% спроса. Средний возраст при этом определен производителем где-то в районе 40 лет — и для подавляющего большинства покупателей этот Nissan должен стать либо заменой машине отечественной разработки, либо первой новой иномаркой, либо вообще первым автомобилем в жизни. А таким клиентам прогрессивный дизайн по большому счету неинтересен.
Полагаем, что совершенно фиолетово им будет и то, что салон Almera — плоть от плоти известного лоукоста «Renault». Панель приборов, воздуховоды, центральная консоль с обратным наклоном, те же 8-образные клавиши управления стеклоподъемниками на ней и торчащий практически из пола селектор КП... Даже сиденья, похоже, взяты именно оттуда, хотя японцы утверждают, что в таком виде они больше нигде не применяются. Зато в «японке» есть своя «навигация» (та же, что ставится на Note), Bluetooth, Hands-Free и USB. Цена — 565 000. Плюс «автомат». И это — внимание! — самая дорогая версия!
Но если вы и после этого считаете, что поменять Logan на Almera — все равно что жениться на своей бывшей, вы с большей долей вероятности сильно ошибетесь, поскольку мы говорим еще и о самом большом автомобиле в классе.
И длина кузова тут ни при чем. Садясь за руль, вы точно можете быть уверены, что сзади поместится два взрослых человека. А может, и три. Во всяком случае, ваш корреспондент при своих двух метрах роста легко уселся сам за собой, чего, к слову, не получилось сделать не только в Rio или Solaris, но и в Polo, несмотря на то что последний, судя по выкладкам «Nissan», в запасе пространства, предназначенного для ног задних пассажиров, новинке почти не уступает.
Притом передние седоки стесненными тоже не окажутся. Я не назвал бы посадку оптимальной или фантастически комфортной, но она, так скажем, на уровне. Не лучше, но и не хуже, чем у других. Эргономика — да, «логановская», что значит достаточно специфическая, но три часа пути автора этих строк не утомили нисколько. Единственная вещь, которую японцам стоит срочно исправить, — задний диван. Точнее, его спинку. Она не складывается (очередное доказательство того, что салон для этого авто таки позаимствовали у «Renault»). То есть 500-литровый багажник увеличить нечем. Он, конечно, и так вполне вместительный (и, надо признать, достаточно удобный), но учитывая, что у всех конкурентов второй ряд трансформируется, это больше похоже на серьезный промах, способный в конечном счете повлиять даже на спрос.
И если бы его не было, я бы назвал этот автомобиль лучшим предложением в классе, так как помимо вместительности и практичности Almera обладает еще и поразительно сбалансированным ходом.
Под капотом — 102-сильный бензиновый агрегат от того же Logan, в паре с которым работает либо 5-скоростная «ручка», либо 4-диапазонный «автомат». Последний, кстати, снабжен функцией ручного переключения, и, выбирая между трансмиссиями, я бы посоветовал именно его. В работе МКП никаких откровений нет: явно французская (легковесная и не очень информативная) педаль сцепления, сравнительно небольшие ходы рычага, но довольно посредственный по четкости механизм... Это «болячки», известные как по Logan, так и по Duster. Вот АКП, напротив, понравилась, что довольно неожиданно. Она на удивление хорошо подходит этому мотору, так что процесс переключения тут куда мягче, чем в KIA или в Hyundai. Динамика — да, не впечатляет, но столь же не впечатляюща она и в версии с «механикой», а тут хотя бы комфорт присутствует. Плюс вожделенные «две педали», ставшие в последнее время одной из наиболее востребованных опций в сегменте. Кроме того, работа этого агрегата по ощущениям куда эффективнее, чем работа подобной трансмиссии на Peugeot 408.
Кстати, коль уж речь зашла о Peugeot... Над подвеской японцы поработали не хуже, чем их французские коллеги. На скоростях от нуля до 120 км/ч Almera абсолютно комфортна. Причем на любых дорогах: плохих, очень плохих, хороших — не важно. Важно то, что рабочий ход подвесок тут едва ли не больше, чем у Duster. В итоге мы имеем поразительную для такой машины энергоемкость и способность «проглатывать» страшные на вид выбоины в асфальте, не транслируя при этом колебания на кузов. После 120 км/ч ситуация слегка меняется (впрочем, ПДД запрещает «летать» столь быстро), но это не проблема машины, а проблема страны, так как «упругий зад» начинает подпрыгивать на «волнах». Это не страшно, тем более что соответствующих шумов подвески при этом не издают, но тех, кто будет сидеть во втором ряду, наверняка укачает.
Притом на ровном асфальте Almera более чем предсказуема. Крены присутствуют, но машину не носит по колее, не качает, и она не прыгает с одной стороны полосы на другую. Причем это касается всего диапазона доступных скоростей, вплоть до максимальных. Другое дело, что в таком случае машина теряет одно из ключевых достоинств — динамический комфорт.
Что не понравилось — руль. Управляется Nissan очень неплохо, он вполне послушен, но «каучуковая» обратная связь на скорости — не лучший помощник, а усилие на баранке именно резиновое. Такое ощущение, что колонка соединена со стойками гимнастическими жгутами, которые, наматываясь на вал, и обеспечивают баранке эту «обратную» тягу.
Впрочем, нормального честного руля нет ни у одной машины в сегменте. Стоит ли пенять бюджетным авто, коли в эпоху электроусилителей «резиной» стали отдавать даже рули BMW. Это уже данность, с которой можно лишь смириться. И в данном случае это не минус. Новая Almera — автомобиль не идеальный, но при этом стопроцентно попадающий в целевую аудиторию — большой, комфортный, недорогой и при этом нормально «упакованный» (по меркам класса)...
СОВЕТ НЕДЕЛИ
Чтобы для оплаты штрафных квитанций не выстаивать дикие очереди в банке, сайт avtovzglyad.ru напоминает, что на московском портале госуслуг (pgu.mos.ru) можно оплатить полученные взыскания и подписаться на уведомления о новых нарушениях, зафиксированных камерами фотовидеофиксации. Для этого необходимо заполнить поле с номером водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства и выбрать способ оповещения — SMS или электронная почта.