Федеральный закон "О теплоснабжении" вступил в силу 30 июля 2010 года. Действительно пора подводить первые итоги. В разных регионах они, естественно, разные. Где-то снабжение теплом и горячей водой вполне устойчиво, а где-то о горячей воде вообще никогда не слышали. Но тарифы, минимум, по 10% в год устойчиво растут. При этом, несмотря на правительственный курс на снижение энергоемкости российской экономики и ЖКХ — похвастаться и здесь особенно нечем. Даже при массовом внедрении счетчиков отопления и горячей воды.
Одна из главных причин неэффективности тепловой энергетики – массовая изношенность теплосетей и прочей инфраструктуры, а также отсутствие в массовом плане альтернативных источников энергии. Однако у главных поставщиков тепла – локальных монополистов, которыми руководят муниципальные власти – нет денег на глобальную реструктуризацию всей системы. Получается замкнутый круг.
Поэтому председатель думского комитета по энергетике Иван Грачев решил предложить весьма кардинальное решение проблемы.
С целью координации деятельности субъектов теплоэнергорынка, вплоть до банальных муниципальных котельных, их придется постепенно переводить в непосредственное подчинение Минэнерго.
В принципе законом «О теплоснабжении» это не запрещено, так как в нем есть специальные статьи о роли в регулировании производства и распределения теплоэнергии федерального правительства и уполномоченного федерального органа власти. Но их полномочия прописаны не четко. К тому же в законе нет и точного юридического названия уполномоченного федерального органа, который должен заниматься непосредственно теплоэнергетикой.
Впрочем, недоговоренности закона можно исправить подзаконными нормативными актами. В том числе и поставновлением правительства, в котором могут быть расширены функции Минэнерго, которое сейчас в основном занимается двумя вещами: нефтью и электричеством.
Между тем, как подчеркивает Грачев, «надежное энергообеспечение потребителей сегодня невозможно гарантировать без внедрения когенеративных технологий». За этим заумным термином прячется буквально одновременное производство электро- и теплоэнергии, что давно уже делается в нашей стране на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ). Но пока они работают в основном в крупных городах, тогда как возможно и развитие малых форм, даже на уровнях небольших котельных.
По мнению Грачева, «пока что существенная часть газа и прочих энергетических ресурсов уходит в пар - в буквальном, а не в переносном, к сожалению, смысле». Например, средний КПД российских ТЭЦ – 30%. Но можно довести его минимум до 70-80% Но без совершенствования структуры управления этого добиться крайне трудно. А пока «по факту продолжается топтание на месте».
В целом же, как считают в думском комитете по энергетике, давно наступило время модернизации устаревшего оборудования котельных, создания когенеративных комплексов. Но все это можно решить лишь в рамках единого концептуального подхода, и в условиях четкой подчиненности в рамках Минэнерго.
Для потребителей это может означать не только замедление роста тарифов на горячую воду и отопление, но и надежность их поставок. Другое дело, что в России пока ни одна административная реформа не приводила к стабилизации цен, Тоже электричество, кто бы им не руководил – РАО «ЕЭС» или Минэнерго вместе с с гос- и частными энергокомпаниями – дорожает год от года минимум на 10%. Но вроде его поставляют надежнее, чем горячую воду.