Торговля очнулась от кризиса

Но после новогоднего успеха ее ждут «мины замедленного действия»

Росстат отмечает серьезные успехи торгового сектора по итогам 2012 года: взят исторический рубеж в 20 трлн. руб. годового оборота. Особенно впечатляет период новогодних распродаж. Но уже с марта розничная торговля может столкнуться с трудностями: от сокращения платежеспособного спроса в связи с инфляцией до административных ограничений. Попытка преодолеть их за счет снижения качества обслуживания ни к чему хорошему не приведет. Видимо, продолжиться процесс расслоения сектора на социальные сегменты. Возможно возрождение малых магазинов шаговой доступности, если на это пойдут власти.

Но после новогоднего успеха ее ждут «мины замедленного действия»

Согласно данным Росстата, годовой оборот розничной торговли в 2012 году превысил 20 трлн. руб. Точных цифр пока нет, но преодоление планки в 20 трлн. Росстат уже отмечает. Заметим, что эта сумма не только является рекордом, но и равна, например, всем затратам государства на модернизацию армии с 2012 по 2020 годы.

Расторговались неплохо. Особенно учитывая тот факт, что в 2011 году оборот розничной торговли в России составил 19 трлн. 82 млрд. руб. По итогам 2012-го наблюдается рост более, чем на 5%. Что существенно превышает рост ВВП (по уточненным данным Росстата 3,4%) в 2012 году, то есть средний рост экономики по всем отраслям. Торговля на фоне остальных секторов выглядит чуть ли не вдвое лучше.

Причины понятны. В ушедшем году закончилась реализация отложенного из-за кризиса спроса. Особенно это касается товаров длительного пользования. И понятно почему: покупку еды человек отложить не может, даже в кризис. А покупку нового холодильника для нее—вполне. Распределение между продовольственными и непродовольственными товарами в 2012 году составило 9 и 11 трлн. руб. соответственно. Непродовольственные товары дороже, но обычно соотношение составляло все-таки 50 на 50. По прошлому году видно явное смещение в сторону непродовольственного сектора.

В 2012-ом бурное развитие получил рынок потребительского кредитования: в первом полугодии темп роста составил более 70%—вот он, отложенный спрос. По итогам года результаты скромнее: 61%, что в 18 раз (!) выше темпов роста экономики в целом. И большая часть из выданных 5,2 трлн. руб. оказалась в магазинах. Напомним, что при покупке в кредит продавец товара получает деньги сразу, а банк ждет.

Особенно удачным для торговли оказался период предновогодних распродаж. Оборот декабря вырос на 30% по сравнению со среднемесячным. В обычные годы (например, в 2011-м) скачок составлял не более 25%, а в кризис, бывало, не дотягивал и до 15%. В январе и феврале 2013-го последовал плановый спад: показатели хуже не только 2012-го, но и 2011-го.

Проблема в том, что этот спад из временного и планового может стать постоянным. В торговле есть ряд «мин замедленного действия» в виде сокращения спроса. Отложенный спрос в 2012-м удовлетворен; его больше не будет. Второе: инфляция. По данным Росстата, в январе она составила к декабрю 2012-го 1%, а январь 2013 к январю 2012-ого вообще превысил 7,1%, то есть рост цен вышел за прогнозируемый властями коридор в 5-6% годовых. И не вернется обратно в первом полугодии. При этом повышение потребительских цен никак не соотносится с ростом зарплат: с ними в России настоящий кризис. Для торговли это означает снижение платежеспособного спроса со стороны населения.

Кредиты тоже не помогут. С 1 марта вступает в силу закон, наделяющий Банк России (ЦБ) правом непосредственно регулировать рыночные ставки по депозитам. ЦБ давно хочет их снизить. Но банкиры в ответ неминуемо сократят предложение кредитов (на что закон и направлен). Для торговли это означает то же самое: снижение платежеспособного (в данном случае обеспеченного банками) спроса.

Третий момент: административные ограничения на продажу алкоголя и табака (подробнее см. в этом выпуске). Эффекты возможны неожиданные, например, люди начнут закупать продукцию мелким оптом, чтобы не сталкиваться лишний раз с ограничениями. В целом меры направлены на уменьшение потребления этой продукции, а для торговли это—в третий раз—сокращение спроса.

К сожалению, традиционный для России ответ торговли на трудности: экономия на качестве услуг. В данном случае это торговцам не поможет, поскольку среда более-менее рыночная (монополизация розничной торговли крупными сетями все-таки провалилась). Наоборот, власти, сталкиваясь с недовольством населения, могут вновь разрешить мелкие магазины шаговой доступности. Без сигарет и водки, но чтобы обиходные товары можно было купить в местах скопления людей (в Москве—у метро). Вероятно, продолжиться и расслоение торговли по социальным сегментам. Кое-где в Москве уже стоят рядом два продовольственных магазина: для бедных и для богатых. Торговле как сектору экономики нужно готовиться в 2013-м к серьезной борьбе за обнищавшего покупателя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру