Согласно данным Росстата, годовой оборот розничной торговли в 2012 году превысил 20 трлн. руб. Точных цифр пока нет, но преодоление планки в 20 трлн. Росстат уже отмечает. Заметим, что эта сумма не только является рекордом, но и равна, например, всем затратам государства на модернизацию армии с 2012 по 2020 годы.
Расторговались неплохо. Особенно учитывая тот факт, что в 2011 году оборот розничной торговли в России составил 19 трлн. 82 млрд. руб. По итогам 2012-го наблюдается рост более, чем на 5%. Что существенно превышает рост ВВП (по уточненным данным Росстата 3,4%) в 2012 году, то есть средний рост экономики по всем отраслям. Торговля на фоне остальных секторов выглядит чуть ли не вдвое лучше.
Причины понятны. В ушедшем году закончилась реализация отложенного из-за кризиса спроса. Особенно это касается товаров длительного пользования. И понятно почему: покупку еды человек отложить не может, даже в кризис. А покупку нового холодильника для нее—вполне. Распределение между продовольственными и непродовольственными товарами в 2012 году составило 9 и 11 трлн. руб. соответственно. Непродовольственные товары дороже, но обычно соотношение составляло все-таки 50 на 50. По прошлому году видно явное смещение в сторону непродовольственного сектора.
В 2012-ом бурное развитие получил рынок потребительского кредитования: в первом полугодии темп роста составил более 70%—вот он, отложенный спрос. По итогам года результаты скромнее: 61%, что в 18 раз (!) выше темпов роста экономики в целом. И большая часть из выданных 5,2 трлн. руб. оказалась в магазинах. Напомним, что при покупке в кредит продавец товара получает деньги сразу, а банк ждет.
Особенно удачным для торговли оказался период предновогодних распродаж. Оборот декабря вырос на 30% по сравнению со среднемесячным. В обычные годы (например, в 2011-м) скачок составлял не более 25%, а в кризис, бывало, не дотягивал и до 15%. В январе и феврале 2013-го последовал плановый спад: показатели хуже не только 2012-го, но и 2011-го.
Проблема в том, что этот спад из временного и планового может стать постоянным. В торговле есть ряд «мин замедленного действия» в виде сокращения спроса. Отложенный спрос в 2012-м удовлетворен; его больше не будет. Второе: инфляция. По данным Росстата, в январе она составила к декабрю 2012-го 1%, а январь 2013 к январю 2012-ого вообще превысил 7,1%, то есть рост цен вышел за прогнозируемый властями коридор в 5-6% годовых. И не вернется обратно в первом полугодии. При этом повышение потребительских цен никак не соотносится с ростом зарплат: с ними в России настоящий кризис. Для торговли это означает снижение платежеспособного спроса со стороны населения.
Кредиты тоже не помогут. С 1 марта вступает в силу закон, наделяющий Банк России (ЦБ) правом непосредственно регулировать рыночные ставки по депозитам. ЦБ давно хочет их снизить. Но банкиры в ответ неминуемо сократят предложение кредитов (на что закон и направлен). Для торговли это означает то же самое: снижение платежеспособного (в данном случае обеспеченного банками) спроса.
Третий момент: административные ограничения на продажу алкоголя и табака (подробнее см. в этом выпуске). Эффекты возможны неожиданные, например, люди начнут закупать продукцию мелким оптом, чтобы не сталкиваться лишний раз с ограничениями. В целом меры направлены на уменьшение потребления этой продукции, а для торговли это—в третий раз—сокращение спроса.
К сожалению, традиционный для России ответ торговли на трудности: экономия на качестве услуг. В данном случае это торговцам не поможет, поскольку среда более-менее рыночная (монополизация розничной торговли крупными сетями все-таки провалилась). Наоборот, власти, сталкиваясь с недовольством населения, могут вновь разрешить мелкие магазины шаговой доступности. Без сигарет и водки, но чтобы обиходные товары можно было купить в местах скопления людей (в Москве—у метро). Вероятно, продолжиться и расслоение торговли по социальным сегментам. Кое-где в Москве уже стоят рядом два продовольственных магазина: для бедных и для богатых. Торговле как сектору экономики нужно готовиться в 2013-м к серьезной борьбе за обнищавшего покупателя.