«Почта России» может убить СМИ

Если в законе о ней не учтут пожелания медийного сообщества

15 февраля Министерство связи и массовых коммуникаций должно отправить в правительство согласованный с другими ведомствами, в особенности с Минфином, законопроект «О почтовой связи». В среду этот документ попытались в очередной раз обсудить на слушаниях в Общественной палате.

Если в законе о ней не учтут пожелания медийного сообщества

Законопроект «О почтовой связи» обсуждается на площадке Общественной палаты с сентября прошлого года. И не без пользы. Минсвязи прислушивалось в той или иной степени к замечаниям медийного сообщества и вносило коррективы в свой законопроект. Причем настолько часто и быстро, что далеко не всегда успевало поделиться своими трудами с «общественниками». В среду вообще случился казус. Замминистра связи Денис Свердлов начал было комментировать статью 11 «Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи», в частности делая акцент на том, что доставка подписных изданий, а также пенсий фактически приравнены по социальной важности друг к другу. Остановился он и на положении самой почты на рынке услуг. По его мнению, услуги связи — это не монополия (здесь он попытался оспорить выступление председателя Комиссии ОП, главного редактора «МК» Павла Гусева, который заявил, что хотя он и «рыночник, но готов поддержать монополизм почты при распространении подписки»). То есть могут быть и другие операторы. Другое дело, что глава 11 вводит в правовое поле понятие уполномоченного по услугам связи (а это, собственно, и есть ФГУП «Почта России»), который будет обязан заниматься доставкой периодической печати.

Однако Дениса Свердлова быстро прервали. Оказалось, замминистра комментирует текст, которого нет у членов ОП. Пришлось ксерить. А промежуток заполнили взаимными жалобами и претензиями. Президент ЗАО «Издательство «Семь дней» Дмитрий Бирюков привлек внимание к тому, что за последние 10 лет ситуация с рассылкой периодики через «Почту России» резко ухудшилась. Так, при подписке того или иного издания 40% стоимости — это собственно его цена, а 60% — доставка. В рознице сейчас — 50 на 50. В результате последние три года объемы подписки неуклонно падают. Поэтому от разработчиков закона медийщики ждали бонусов, например возобновления, как в 1990-е годы, ежедневной доставки. При этом не позже 7 утра. Но так и не дождались. Пока же между почтой и СМИ буйствуют посредники — 10 подписных агентств, которые привели к следующей картине: в 2012 году было доставлено подписчикам 1,5 млрд изданий. В среднем по цене в 12 рублей за одно из них. Но почта получила только 3,5 рубля, 5 рублей — собственно издания, но оставшиеся 3,5 рубля — главный посредник — МАП. Поэтому Бирюков предложил Свердлову «пощипать» в пользу почты посредников.

А Павел Гусев вообще предложил ликвидировать «прокладку» посредников между изданиями и почтой. Пускай почта после заключения соответствующих договоров сама решает, кому ей поручить техническое обслуживание клиентов. В противном случае в скором будущем по крайней мере бедная региональная и муниципальная пресса попросту загнется. А это более 77 тыс. названий. Что приведет к непредсказуемым последствиям. Не случайно Гусев неоднократно подчеркивал, что вопрос о почте — это фактически вопрос о национальной безопасности.

Однако все эти разумные предложения Денис Свердлов в вежливой форме, но отверг. Он сослался на общее тяжелое финансовое положение вверенного ему ведомства.

Рабочей группе ОП в ближайшие два дня необходимо подготовить поправки к последнему варианту законопроекта «О почтовой связи». Пока трудно сказать, какими они точно будут. Но ясно следующее.

Медийщики никогда не откажутся от следующих положений, которые ранее были изложены ими в письме к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Прежде всего организация подписки и доставки должна являться обязательной деятельностью для почты (всех операторов через все без исключения почтовые отделения универсальной почтовой связи) и осуществляться по договорам с издательствами. И по Правилам распространения периодических изданий по подписке, которые устанавливаются Правительством РФ. А стоимость услуг подписки и доставки должна определяться на основании правительственной методики.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру