«Кубышку» хотят распечатать

Иначе дороги так и не построим

Министр экономического развития Андрей Белоусов предложил Дмитрию Медведеву пожертвовать 2,5 трлн. рублей из нефтегазовых сверхдоходов на строительство автотрасс и прочей инфраструктурны. Для этого придется изъять 2% ВПП из Резервного фонда. Минфин против: стабильность важнее развития.

Иначе дороги так и не построим
Андрей Белоусов

Деньги, по сути, предлагается перекачать из одной суперкубышки в другую — из Резервного фонда в Фонд развития. Отличие в том, что деньги будут не лежать мертвым грузом, а пойдут на развитие. На эту тему Андрей Белоусов написал премьеру письмо, а деталями поделился в среду с журналистами.

Чтобы «урезать» резервы, придется также трансформировать и «бюджетное правило”, принятое в конце декабря прошлого года. Оно устанавливает жесткие ограничения на трату нефтегазовых сверхдоходов казны, чем очень гордились в Минфине. В соответствие с правилом, тратить вышеуказанные средства разрешается только после того, как объем Резервного фонда достигнет 7% ВВП.

Этого показателя при хороших ценах на нефть (в $110 за баррель) удастся достичь лишь к 2016 году, объясняет Белоусов. А при плохих — вообще неизвестно когда. В любом случае, к тому времени «будет уже поздновато»,предсказывает чиновник. «Если в течение 2-3 лет не увеличить ввод дорог с 2 до 4 тыс. км в год, то пропускная способность транспортной системы не даст экономике расти выше 3%, - говорит он. - И это обесценит все наши усилия по улучшению инвестклимата».

Фонд развития, куда предлагается перекачивать сверхдоходы, придет на смену толком не заработавшему Инвестфонду. По словам Белоусова, «в самой конструкции Инвестфонда были заложены некие родовые травмы» — очень низкая ответственность частного инвестора. Это, по утверждению министра, привело к снижению эффективности госрасходов, так как государство обязательства по проектам выполняло,а бизнес — нет.

Хваленное частно-государственное партнерство (ЧГП) по-настоящему так и не заработало, так что на бизнес в плане строительства инфраструктуры надежд больше нет (во всяком случае, пока не принят законопроект, повышающий ответственность «частников»). «Основная часть инфраструктурных проектов имеют невозвратный характер, так что надо реализовывать их за счет бюджета, - продолжает Белоусов. - Поэтому внутри бюджета надо создать спецфонд, который будет ориентирован на решение задач с инвестициями».

К 2014 году в новом фонде, по расчетам экспертов, может быть аккумулировано около 2 трлн рублей, в 2015-м — около 2,5 трлн рублей. Новая структура имеет возможность вобрать в себя и 100 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, которые поручил выделить Владимир Путин. А вот пенсионные деньги в дороги и прочую нерентабельную инфраструктуру вкладываться не должны, уверены в Минэкономразвития. Иначе россияне останутся с мизерными пенсиями. «Нужно вкладывать их в проекты с высокой рентабельностью, чтобы к выходу человека на пенсию его средства как минимум не уменьшились”, - считает Белоусов.

Минфин резко против «распечатки» Резервного фонда. Позиция ведомства заключается в том, что России финансовая стабильность в данном случае важнее развития, а лишние деньги будут сильно разгонять инфляцию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру