Россия же не искрила. Новым из трех сценариев, которые представили Олег Цывинский из университета Йеля, Алексей Кудрин, не нуждающийся в представлении, и Сергей Гуриев из Российской экономической школы, был только первый. Два других перечисляли известные риски падения (здесь все понятно) и роста (отсутствие реформ, рост недовольства среднего класса) цен на нефть.
Логика нового сценария: если центральная власть может еще почивать на текущих ценах на нефть, регионам не до того. Во-первых, все экспортные доходы прямиком направляются в федеральный бюджет, во-вторых, центр все больше грузит регионы социальными расходами. Перед ними жесткая альтернатива: или брать пример с Калужской области, то есть находить свое место в конкурентной борьбе за инвестиции и компании, прежде всего иностранные, за пределами экспорта сырья, или идти к банкротству. Сценарий исходит из того, что «Калужских областей» должно стать больше.
Его политкорректное название — «Новый баланс сил в регионах» — по сути означает: спасайся кто может! Риск — еще большая дифференциация регионов и угроза развала России.
Джордж Сорос в Давосе прямо заявил: в России «разваливающаяся экономика, которую Путин ведет в ошибочном направлении». Анатолий Чубайс подчеркнул, что коррупция, «бесконечно слабая» защита частной собственности и зависимый суд (которые делают Россию «неэффективной и неконкурентоспособной») — проблемы отнюдь не экономические. Все упирается в политику.
Ответ Дмитрия Медведева был предсказуемо слабым. Премьер повторил: рост экономики надо увеличить до 5% в год. Однако рост затухает, президент Путин констатировал: если в начале 2012 года он достигал 4,9%, то в ноябре скатился до 1,2%. Как переломить эту тенденцию, Медведев просто не знает.
России нужен четвертый сценарий. Не мантры об улучшении делового климата или об административных барьерах вперемежку с «окнами», а сценарий в стиле action.
Его первая часть уже написана. Автор — известный юрист Сергей Пепеляев. Начать он предлагает по-ленински. Но не призывать балтийских матросов, а найти то самое «звено в цепи», потянув за которое, можно вытянуть всю цепь. Пепеляев уверен: начинать надо с реализации 53-й статьи Конституции о возмещении гражданам и предпринимателям убытков, причиненных решениями и действиями государственных органов и их должностных лиц.
Бить чиновников и органы исполнительной власти по карману эффективнее президентских увещеваний. ВАС создал несколько прецедентов, но конституционную норму нужно приблизить к реальной жизни, именно этим и должна заняться власть.
Сценарии захватывают, но нужен и режиссер. А он, сколько бы ни было написано сценариев, не меняется. Значит, остросюжетных поворотов в реалити-шоу «Жизнь в России» ждать, увы, не приходится.