Скованные одним ценником

Реплика Евгения Красникова, корреспондента отдела экономики

Реплика Евгения Красникова, корреспондента отдела экономики
Рисунок Алексея Меринова

Депутаты и общественники не оставляют попыток найти рецепт счастливой жизни отечественного потребителя. Правда, предлагаемые меры в большинстве своем обычно направлены против бизнеса, который за последние 20 лет в условиях «российской рыночной экономики» овладел всеми приемами переноса собственных проблем на кошельки покупателей. Однако жонглирование новыми (они же — старые забытые) инициативами продолжается и по сей день.

Так, например, курские депутаты предложили переписать некоторые положения закона «О торговле», которые позволяли бы государству вручную регулировать цены на ряд социально значимых товаров, вроде мяса, масла, яиц, муки, сахара и хлеба. В текущей редакции закона правительство может устанавливать верхнюю планку розничной цены на срок до 90 дней (чтобы успокоились) в том случае, если цена на один из вышеописанных товаров вдруг подскочила более чем на 30% в отдельно взятом регионе. Курские законотворцы считают, что государство в подобных чрезвычайных ситуациях должно ограничивать также и рост оптовых цен.

Интересно, что хотя возможность госрегулирования цен доступна для властей уже более двух лет, они так ни разу ею не воспользовались. Стоит вспомнить запредельно дорогую гречку в 2010 году, которая потом вообще пропала с прилавков на несколько месяцев. Правительство тогда этой проблемой так и не озаботилось.

Торговые сети же давно предлагают собственное решение подобных ситуаций — создавать так называемые оазисы социально ориентированных магазинов, которые за собственную аренду платили бы в 10 раз меньше обычных супермаркетов, но были бы обязаны держать стоимость реализуемой продукции на 15–20% ниже среднерыночной. Эту идею можно было бы развить еще дальше, введя продуктовые талоны для малоимущих семей.

С не менее странной инициативой на днях выступил и Союз потребителей России, который предложил обязать торговые сети указывать на ценниках товара отпускную цену производителя. Подразумевается, что сети замучает совесть, поэтому наценку он будет делать меньше.

Однако каким образом можно будет заставить продавцов писать реальные данные на ценниках, общественники объяснить не смогли. Нужно ли указывать цены оптовиков и стоимость услуг перевозчиков? А сколько стоят пробки на подъезде к Москве? По подсчетам экспертов — минимум 600 рублей в час. И что нужно будет делать с импортными товарами? Получается, что ценник на бананах расскажет нам о том, что стоимость фрукта на плантации составила не более 20 копеек, «а вы, будьте добры заплатить в 200 раз больше».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру