Как пояснили «МК» в Роскомнадзоре, предложение о введении новых счетов для оплаты мобильных развлечений является дополнительной мерой борьбы с недобросовестными контент-провайдерами. По мнению замглавы ведомства Олега Иванова, разработанные поправки в закон «О связи» позволят оградить абонентов сотовых операторов от мошенников, которые без ведома граждан подключают им платные услуги. «Мы предлагаем отнести к контент-услугам развлекательную и иную информацию, при этом благотворительность, голосования и лотереи в это понятие включены не будут», — пояснил он.
Инициативу Роскомнадзора уже поддержали в Роспотребнадзоре. Однако отраслевые эксперты такую идею оценили неоднозначно. «Пока не совсем понятно, как будет реализована идея дополнительного баланса для оплаты контент-услуг. Без этого данное предложение может создать серьезные трудности для операторов, особенно если учесть, что контент-услуги в условиях замедления роста по услугам голосовой связи вносят серьезный вклад в прирост доходов операторов», — поясняет аналитик Инвесткафе Илья Раченков.
Операторы, в свою очередь, подчеркивают, что предложение Роскомнадзора о введении нескольких счетов серьезно усложнит процесс пользования дополнительными услугами, носящими развлекательный характер. К таким услугам они относят возможность оплачивать парковки (схема была проработана правительством Москвы во время реализации проекта платных машино-мест на улицах внутри Садового кольца), а также получение доступа к расписанию транспорта и участие в интерактивной поддержке масштабных телевизионных проектов (вроде голосования за того или иного исполнителя на ТВ-шоу).
Стоит отметить, что рынок контент-услуг по итогам 2012 года оценивался в 70 млрд рублей. Однако на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют какие-либо нормы, возлагающие ответственность на оператора или контент-провайдера за подключенные без желания абонентов услуги.
Напомним, что в прошлом году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала расследование и запросила материалы и документы, регулирующие отношения между операторами и контент-провайдерами. Многие абоненты жаловались на списание средств при оказании услуг с коротких номеров. Под подозрение ФАС попали операторы «большой тройки». По мнению антимонопольщиков, они навязывали клиентам сторонние информационно-справочные и развлекательные сервисы.