- Прежде чем что-то ждать от правительства, надо понять, что будет с экономикой — и глобальной, и российской. Судя по всему, в 2013 году глобальных финансовых катастроф не будет, их уже вроде бы перенесли на 14-й год. И поэтому с точки зрения российского бюджета и его социальных обязательств все должно быть более-менее в порядке. Но если иметь в виду, что правительство, как считает Владимир Путин, не должно видоизменять те цели, которые были поставлены в майских указах и предвыборных обещаниях, то выходит, что кабмину придется лавировать между достаточно емкими обязательствами и необходимостью соблюдать бюджетное правило. А также одновременно продолжать структурные реформы. В частности, пенсионную реформу, которая, на мой взгляд, зависла в стадии полуопределенности. И эта полуопределенность не позволяет говорить о том, что это реформа. Это чисто фискальный подход. Так что в 2013 году правительству придется отчитаться перед президентом как путем внесения конкретных проектов, но и предложить реально эффективную систему во многих областях — в налоговой сфере, области пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения. Сейчас потребители социальных услуг не видят конкретных шагов правительства, конечного облика той системы взаимоотношения с государством, которая будет, скажем, к 2018 году. А это именно тот срок, на который Владимир Владимирович замахнулся в своих указах.
- Что ожидаете от макроэкономических показателей?
- С точки зрения цифр — темпов роста, дефицита бюджета, инфляции — ситуация будет умеренно-оптимистической. Темпы роста на уровне 3%, наверное, удастся получить. Но чем дальше, чем меньше будет темп роста, если по-прежнему будут обсуждаться, а не осуществляться реформы. Поэтому 2013 год проскочить можно, но надо думать и о 18-ом.
- Правительство думает — например, затеяно немало налоговых преобразований. Например, для бизнеса одно из самых главных — возвращение налога с продаж (НСП). Что вы об этом думаете?
- Вводить НСП вместо НДС Россия пока не готова. Не готова ни финансовая система, ни промышленность, которая уже приспособилась за 20 лет к механизму администрирования НДС. Но наиболее опасно будет, если дадут добро, и регионы дополнительно к НДС начнут вводить НСП.
- И в правительстве уже допустили такую возможность.
- Будем с этим бороться.
- В следующем году правительство намерено всерьез взяться за проблемы с инвестициями. Почему они не идут на Урал, а располагаются рядом с Москвой? Как это преодолеть?
- За Уралом живет 10% населения, но находится более 80% природных ресурсов. И поэтому инвестиции туда пойдут только тогда, когда начнется принуждение к переработке. Когда там появится газохимия и так далее. Принуждение в хорошем смысле — через стимулы, а не через пинки госкомпаний. Которые, слава богу, еще не покрывают всю экономику.