"Сейчас год уже прошел для того, чтобы нам вносить изменения в налоговое законодательство, поэтому в весеннюю сессию должны быть подготовлены предложения по налогу на роскошь", — сообщил журналистам Силуанов в пятницу вечером. Министр уточнил, что вступить в силу такие изменения смогут только с 2014 года.
Напомним, что 12 декабря президент Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, говорил о необходимости реализации уже в первой половине 2013 года принятых принципиальных решений по введению налога на роскошь в отношении элитной недвижимости и дорогих автомобилей. Глава Минфина сообщил, что его ведомство рассмотрит возможность введения повышенных налогов на дорогие автомобили, причем ставки могут различаться в зависимости от первоначальной цены машины и ее марки.
По словам Силуанов, ранее в правительстве обсуждалось введение повышенной ставки для транспорта мощностью свыше 410 лошадиных сил. "Признали, что налогообложение транспорта мощностью свыше 410 л.с. не всегда эффективно, потому что большие джипы на Дальнем Востоке - старые, не являются роскошью какой-то", — позже сообщил министр.
Сегодня же Силуанов не исключает того, что за основу могут быть взяты другие параметры — марка и цена. "Может быть, пойти по маркам, может быть, продажная цена первоначальная. Подумаем", - пообещал глава Минфина.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Никита Кричевский, председатель экспертного совета "ОПОРА России":
- Если мы говорим об автомобилях, то марка здесь особого значения не имеет, хотя бы потому, что даже самая топовая машина будет дешеветь на глазах год от года. Бентли стоит очень больших денег только первые три года, после чего ее можно купить по цене обычного Мерседеса. Через три года заканчивается гарантия, а запчасти для таких авто стоят безумных денег. Вот и падает на такую марку цена настолько, что позволить ее себе уже могут представители, скажем так, верхнего слоя среднего класса. А для них такая покупка еще не означает праздное, демонстративное потребление, на которое и должен быть направлен налог на роскошь. Поэтому здесь, я считаю, уместно остановиться на соотношении лошадиных сил, возраста и марки автомобиля.
В целом же, прежде, чем создавать новую налоговую базу, нужно определиться, что же все-таки будет являться предметом налогообложения. 20 лет назад роскошью считались черная икра, шуба и зимние шины. Сегодня же баночку икры поставить на новогодний стол могу себе позволить многие люди, часть из них уже ходит в шубах (пусть и из мутона), и практически все уже давно поменяли резину на зимнюю.
Поэтому нужно определяться с критериями - здесь-то как раз и формируются все сомнения. В других странах, где подобные налоги уже собираются, существуют довольно четкие правила, по которым облагаются объекты демонстративного потребления. Это замки, картины, антиквариат, эксклюзивные ювелирные изделия. Такие поборы не столько несут существенную фискальную нагрузку, сколько позволяют сглаживать социальное неравенство среди населения.