Как известно, с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №
Однако, с 1 января 2013 года действие этого закона распространяется на бюджетные организации. Эта мера вызвала вопли о нищете местных бюджетов и слезные просьбы об отсрочке. Они возымели действие. Отсрочка на год была предоставлена, чтоб расходы на страхование опасных объектов, частично или полностью финансируемые за счёт средств федерального или муниципального имущества, успели включить в соответствующие бюджеты на 2013 год.
Не нужно думать, что речь идет о каком-то сверхсекретном атомном или химическом производстве в отдаленном субъекте федерации. Никак нет: к числу опасных предприятий относят котельные, обслуживающие больницы, школы, детские сады, дома престарелых и т.д. А также лифты и эскалаторы на объектах, финансируемых за счет бюджета, и лифты в многоквартирных домах и т.д.
Каждый, кто хоть раз застревал в лифте, понимает, что определение опасных объектов верно. В свое время именно из-за опасности многие из них не подлежали приватизации. Считалось, что ответственность государства позволит избегать несчастных случаев. А уж с техническим описанием таких объектов и подавно все должно быть в ажуре.
В реальности, однако, ничего подобного нет. На сей момент застраховано...0% опасных объектов бюджетной сферы. Для 5% подготовлено техническое описание. Оно передано страховщикам, те изучают. Во многих случаях возникают вопросы: страховщики не хотят принимать ответственность, например, за давно украденное, но до сих пор числящееся на балансах оборудование.
Тут хотя бы «процесс пошел». Но по данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО) 95% бюджетных собственников опасных производств вообще не чешутся. Видимо, чтут первую заповедь солдата советской армии: получив приказ, не спеши его выполнять—вдруг отменят.
Закон, однако, никто отменять не собирается. И если 1 января 2013 года на какой-нибудь незастрахованной котельной, не дай Бог, случится авария, работающие на объекте люди никаких выплат не получат. Но по закону, у пострадавших есть право на выплату. Способ добиться справедливости у них остается один: обратиться в суд, который взыщет выплату из компенсационного фонда НССО. А в ответ НССО подаст регрессивные иски к бюджетным собственникам опасных объектов. И, будьте уверены, не забудет включить в них и судебные издержки, и штрафы, и пени, и все прочее.
Кому выгодно, что бюджеты теряли деньги? Может, проще застраховать? Тем более, что страховщики сейчас прилагают значительные усилия, чтобы заставить бюджетные организации «проснуться» и начать действовать хотя бы за месяц до срока. «МК» будет следить за развитием событий вокруг этой проблемы.