Божье знамение
За неделю до выборов в ситуацию вмешалась стихия. Ураган «Сэнди» вторгся не только в жизнь американцев (около 100 погибших), но и повлиял на президентские выборы. Раньше бы сказали: Божье знамение. Оно настолько играет на руку Бараку Обаме, ведь при бедствиях избиратель всегда «жмется» к власти.
Митт Ромни, несмотря на свою религиозность (он — мормон), всегда выступал за то, чтобы Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям США (аналог МЧС) расформировать за ненадобностью. По его мнению, оно лишь проедает бюджетные средства, а с разгулом стихии лучше справляются частные компании. Полузатопленная и испытывающая перебои с электричеством редакция NY Times в разгромной статье оценила предложение весьма скептически.
«Ослиной» (осел — символ Демократической партии США) администрации для победы нужно всего ничего: обеспечить четкое устранение последствий стихии. 31 октября штаб демократов сообщил, что президент — спаситель отечества не спал трое суток, чуть ли не лично вытаскивая утопающих. Дело, мол, делал, в отличие от некоторых богатых политиканов-республиканцев. Одновременно в Интернет была запущена карикатура, на которой мужественный Осел упрямо спасал людей, а хитрый Слон (слон — символ республиканцев) — свои миллионы.
Митт Ромни действительно является ставленником крупного бизнеса. Он в 50 раз (!) богаче Обамы (личные состояния претендентов на Белый дом составляют $7 и $350 млн.).
Соответственно различаются и экономические программы. У Ромни она содержит 5 пунктов: энергетическая независимость, развитие торговли, поддержка малого бизнеса и образования, снижение налогового бремени. На это Обама ответил, что его администрация снижала налоги на малый бизнес 18 раз, что позволило оживить экономику. Но снижала не для всех, а адресно, одновременно закрывая лазейки, которые использовались для ухода от налогообложения. По словам Обамы, программа Ромни приведет к тому, что семьи среднего класса будут платить больше налогов, а богачи — меньше. Обама считает, что предложение Ромни о сокращении налогов и увеличении расходов на военные нужды неспособно привести к экономическому росту.
В вопросе образования Ромни делает ставку на частную инициативу, Обама — на господдержку. Так же, как и по главному камню преткновения нынешней кампании: реформе здравоохранения, которую провел Обама. Она подвергается яростной критике со стороны республиканцев. Ромни стал их кандидатом во многом потому, что ему удалось провести аналогичную реформу в штате Массачусетс, губернатором которого он был. Но Ромни обошелся без повышения налогов, а Обама де-факто их повысил.
Заокеанское эхо
Для экономики России в нынешней президентской кампании США есть несколько весьма чувствительных вопросов. Прежде всего это сокращение бюджетного дефицита США. Кто бы ни занял Белый дом, сокращать дефицит ему придется. Таковы американские законы.
Вопрос в том, какими методами будущий президент США станет бороться с дефицитом. Если победит Обама, согласно его предвыборным обещаниям, продолжится политика стимулирования экономики. Грубо говоря, вновь будет включен печатный станок, а дефицит будет финансироваться за счет наращивания госдолга. Для России тактически это благо: на мировые фондовые и товарные рынки придет дополнительная ликвидность, что будет означать рост мировых цен на нефть и на другие товары российского экспорта, например, газ и металлы. Конечно, это позволит нашей власти легко выполнить социальные обязательства. Но тут есть стратегическая проблема: доллар будет обесцениваться, а рубль — чрезмерно укрепляться. Что снизит конкурентоспособность отечественных товаров.
Но слишком обесценивать доллар Обама не хочет. Бороться предлагает с помощью ужесточения контроля. По его мнению, одной из главных причин нынешнего кризиса стало отсутствие эффективного государственного контроля за действиями участников финансового рынка и рынка недвижимости.
Победа Ромни будет означать торжество в США идей «чучхе», то есть опоры на собственные силы. Дефицит будет финансироваться (и сокращаться) не за счет внешних заимствований, а путем стимулирования экономического роста. Причем помимо сокращения налогов Ромни одновременно хочет нарастить военные расходы. И цели обозначил: в одном из выступлений назвал Россию «главной геополитической угрозой для США».
Ряд экспертов не исключают, что с приходом Ромни в Овальный кабинет наверняка начнется война с Ираном. Тем более у мормонов великолепные отношения с Израилем, который уже давно подстрекает США «проучить Иран». В международных делах Ромни обещал потрепать нервы и России. Как бы в ответ нам не пришлось наращивать программу вооружений. И это на фоне «сдувшегося» без дополнительной ликвидности фондового рынка и падения мировых цен на нефть и другие российские товары.
Победа Ромни станет для России весьма болезненным тактическим проигрышем. Но может оказаться стратегическим выигрышем. Ведь Ромни предлагает нечто вроде «рейганомики» в мировых масштабах, а она, как показывает практика, действительно способна запустить устойчивый экономический рост. Это лучше, чем рост, зависящий от печатного станка, но на начальном этапе пояса придется затянуть очень туго. Россия может и не выдержать, в частности, курс рубля может упасть до преддефолтного состояния.
«Холодная война», похоже, так и не закончилась в головах многих ведущих американских политиков. Например, за 4 года своего правления Обама, несмотря на разрекламированную «перезагрузку», так и не смог добиться от конгресса (его сейчас контролируют республиканцы) отмены дискриминационной для России поправки Джексона—Вэника (в 1974 году введена к закону о торговле США против СССР, чинившему препятствия эмиграции евреев. — «ЭВ»). Уже нет Советского Союза, из страны уехали все, кто хотел, некоторые евреи даже вернулись обратно, но вредная для российских компаний поправка до сих пор не отменена. На днях помощник действующего президента США Майкл Фроман сообщил, что Вашингтон намерен отменить поправку сразу после выборов. Такие обещания администрация США давала и накануне присоединения России к ВТО в августе. Но воз и ныне там.
На сей раз дело может сдвинуться. Но не благодаря доброй воле, а из-за голого расчета. Дело в том, что американские компании, сотрудничающие с Россией, сейчас лишены преимуществ, обусловленных вступлением России в ВТО. Если победит Обама, их лоббисты до Белого дома дойдут.
Но если выиграет Ромни, их и на порог не пустят. Ромни обещал «стать для России более жестким собеседником». В ходе дебатов он заявил: «Я не намерен смотреть на Россию или господина Путина через розовые очки. И уж точно не скажу ему, что буду проявлять больше гибкости после выборов. У него появится жесткий собеседник». Вспоминается, что ранее конгрессмены от Республиканской партии выступали против отмены поправки Джексона—Вэника.
По данным министерства торговли США, объем товарооборота между США и Россией в прошлом году достиг $42,9 млрд. Но если сравнить оборот США с Китаем, то российские цифры меньше в десятки раз. РФ и США могли бы существенно нарастить торговлю, если бы не упорно продолжающаяся дискриминационная политика со стороны американцев.
«Разумеется, для США сегодня гораздо более важно наращивать экономическое сотрудничество с Китаем, Индией, Бразилией. Россия находится на периферии интересов американских компаний. И поэтому вряд ли можно ожидать, что новый американский президент, кто бы им ни стал, вдруг возьмется менять курс в отношении России», — считает замдиректора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк.
Кто бы ни победил 6 ноября, главная опасность для России остается: нас по-прежнему считают врагами и ущемляют наши экономические интересы. Обама, например, обещал вместо поправки Джексона—Вэника принять специальный закон, который бы обеспечил жесткий контроль над экономической деятельностью россиян в США. Чтобы изменить эти отношения, России нужно одно — стать сильной экономической державой.