На 31 октября аграрии собрали практически весь урожай нынешнего года. Получилось 72,4 млн тонн «грязного» (бункерного) веса, это на 23,5 млн тонн (почти на 25%) меньше, чем в прошлом году.
Тем не менее этого по большому счету достаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Поэтому дефицита не будет. Даже с учетом ссыхания и очистки (так называемой рефакции), по оценкам экспертов, пшеницы в чистом виде получится примерно 38 млн тонн. А для нужд отечественных хлебопеков в год требуется 18 млн тонн в год.
Но, несмотря на это, цены на хлеб уже подросли почти на 10%, в два раза обогнав общий уровень инфляции. И скорее всего еще будут продолжать расти.
С одной стороны, причиной тому стали погодные условия. Засуха, поразившая многие «хлебные» российские регионы в этом году, несколько раз заставляла Минсельхоз корректировать прогноз по урожаю. Который в итоге и снизился на те самые 20–25 млн тонн.
С середины лета и пшеница, и мука выросли в цене более чем на 50%. Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в этом году отметил рекордные цены на зерно в осенний период, когда активно идет сбор урожая. Обычно с началом уборочной кампании они идут вниз. Сказались и рекордная за много лет засуха в США, которая также всколыхнула общемировые цены на сельхозпродукцию.
Впрочем, стоимость сырья в изготовлении хлеба играет далеко не самую главную роль. О чем говорят все эксперты. Это лишь 10–20% от конечной цены. Удорожание килограмма зерна на 4 рубля прибавляет к стоимости килограмма хлеба меньше рубля. А к стоимости батона и того меньше.
Все остальное — это маржа прочих участников «хлебной» цепочки. Немалую часть забирают себе хлебопеки и ритейлеры. Хотя положение первых также оставляет желать лучшего. Так, недавно стало известно, что большинство хлебопекарных предприятий московского региона (самого производительного в России) оказались под угрозой банкротства, так как магазины отказываются платить за хлеб больше, чем сейчас. А это грозит снижением маржи хлебопеков на 35%.
Ситуация на рынке, впрочем, скоро будет меняться, считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин: «Сейчас, по сути, идет перераспределение долей в выручке за булку хлеба. Наши партнеры привыкли к тому, что доля зернопроизводителей колеблется на уровне 23–29%, а в нынешних рыночных условиях вполне справедливым является ее увеличение до 40%». В союзе указывают на постоянно растущие проценты по кредитам и транспортные издержки производителей зерна.
Поэтому эксперт не исключает дальнейшего роста цен на хлеб, если ритейлеры, конечно, не поступятся частью своей прибыли, которая долгое время являлась для них чем-то вроде «священной коровы».