НИУ-ВШЭ решил определить те барьеры, которые препятствуют проникновению безналичных платежей в российскую торговлю. По результатам проведенного исследования, в котором приняли участие 42 розничные компании, реализующих основные виды товаров (в том числе и в Интернете), выяснилось, что активному росту транзакций мешает высокая ставка торговой уступки. Это комиссия, которую продавцам приходится выплачивать за прием к оплате банковских карт. Она включает в себя маржу банка-эмитента (выпустившего карту), эквайера (принявшего карту) и собственную комиссию платежной системы — в нашем случае, как и в большинстве стран мира, это Visa или MasterCard.
«В России сегодня выпущено более 200 млн банковских карт. Но по числу транзакций мы находимся на уровне Мексики, Индии и Китая, то есть отстаем от ведущих стран в 20–30 раз», — комментирует ситуацию первый проректор НИУ-ВШЭ Вадим Радаев. По его словам, стоимость торговой уступки для малых и средних торговых организаций составляет в среднем
Этот показатель можно сравнить с максимальными ставками, действующими в странах Евросоюза. Средний размер торговой уступки в ЕС не превышает 1,2%. По словам представителей отечественных торговых компаний, для комфортного обслуживания безналичных расчетов ставку торговой уступки необходимо снизить на 0,5% для магазинов, работающих в режиме офлайн, и на 1% для интернет-магазинов. Пока же доля безнала в их продажах составляет всего 17% от общего числа платежей.
«Значительная часть расходов на обслуживание наличных платежей приходится на услуги инкассации, которые в среднем составят
Эксперт отмечает общий мировой тренд к снижению комиссии, взимаемой платежными системами. По его словам, заметную роль здесь играют государственные вмешательства: представители власти садятся за стол переговоров с монополистами Visa или MasterCard, в то время как антимонопольные ведомства проводят мониторинги их деятельности на регулярной основе.