Как Министерство обороны перекормили

Темные закоулки военного бюджета

Скандал, разыгравшийся на прошлой неделе вокруг коммерческих структур Минобороны, реализующих якобы уже ненужное военному ведомству движимое и недвижимое имущество, сейчас пытаются погасить (см. «МК» от 27 октября). Во всяком случае, о новых обысках на квартирах высокопоставленных «оборонных» чиновников пока не слышно. Схватка переместилась «под ковер». Однако наверняка можно предположить, что просто откреститься от обвинений СКР в финансовых махинациях в «Оборонсервисе» министру обороны Анатолию Сердюкову будет весьма сложно. Особенно если следователи обратят внимание еще и на военные бюджеты страны, не отличающиеся особой прозрачностью и эффективностью. Что, естественно, облегчает реализацию «откатов» и «распилов». В распоряжении редакции «МК» оказался проект оборонной части бюджета-2013—2015. Сразу бросается в глаза, что это незавершенный компромисс между разными группами лоббистов (окончательное распределение денежных потоков будет проведено ко второму чтению всего бюджета). При этом все составлено настолько хитро и заковыристо, что ни одна цифра не «бьется» с другой. Ну просто поле для последующих подковерных соглашений. Но кто за все заплатит? Военный бюджет в России и так скоро догонит даже американский по отношению к ВВП. И главное — нужны ли эти сверхусилия всей российской экономики для реальных, а не лоббистских оборонных нужд? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться с 5 военными тайнами.

Темные закоулки военного бюджета
Рисунок Алексея Меринова

Тайна № 1: сколько стоит от врага отбиться?

Конечно, практически во всех странах существенная часть оборонных расходов покрыта тайной. Но основные из них все же доступны для общественного контроля. Россия также начала движение к достаточной открытости в этой сфере. Но пока картина получается все же обрывочной и местами загадочной.

Для того чтобы разобраться с тем, сколько же на самом деле бюджет тратит на национальную оборону, обратимся к официальному документу — «Заключению Комитета Государственной думы по бюджету и налогам на проект федерального закона № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», подготовленному при помощи аудиторов Счетной палаты.

И сразу же сталкиваемся нос к носу с первой загадкой: сколько же на самом деле наша страна тратит денег на поддержание обороноспособности?

На первый взгляд все вроде бы ясно. В «Заключении» отмечено: «В проекте федерального бюджета расходы по разделу „Национальная оборона“ на 2013 год предусмотрены в сумме 2141,2 млрд рублей и превышают объемы 2012 года на 276,4 млрд рублей, или на 14,8 процента». Далее указывается, что эта цифра составляет 16% (в 2012-м — 14,6%) в общих расходах бюджета. Соответственно, в 2014-м — 17,6, в 2015-м — 19,7%. Впечатляет. Уже через два года каждый пятый федеральный рубль бросят в топку военных приготовлений. И все это за счет наших налогов.

Если перевести счет в проценты от ВВП, то еще нагляднее: 3,2% в 2013-м, 3,4% в 2014-м и 3,7% в 2015-м (в 2012-м — 3% ВВП). Сколько тратят на оборону в других странах, мы разберем немного ниже. Но сразу ясно, что Россия быстро выбивается в лидеры военных расходов в мире.

Но это далеко не все данные. Есть еще один «боевой» раздел бюджета — «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». В 2013 году он потянет на 15% от всего бюджета, или 3% ВВП (2029,8 млрд рублей). Конечно, здесь далеко не все расходы идут на собственно оборону, например, зарплаты прокурорам и сотрудникам СК (кстати, согласно поручению президента от 10 октября 2012 года в бюджете-2013 будут предусмотрены средства на установление с 4-го квартала надбавки «за особые условия службы» в 250%). Повышать зарплаты и социальные пакеты, как подчеркивается в «Заключении», необходимо вслед за военнослужащими МО и МВД, которым это сделали еще в этом году, офицерам ФСБ, МЧС, ФСИН, ФСКН, ФСО, СВР, ФМС, ФТС, ГФС, ГУСП при Президенте РФ. Но неужели только на зарплаты и квартиры силовикам уйдет в будущем году более 2 трлн рублей? Судя по тому, что в МО на эти цели ассигнуют на порядок меньше, то вряд ли. К тому же надо учесть, что и в МВД есть внутренние войска (более 400 тыс.), и в ФСБ — те же пограничники. Иными словами, не менее 1 трлн рублей пойдет на вооружение и содержание вооруженных формирований разного рода. А это еще плюс 1,5% ВВП к 3,2% чисто оборонных расходов.

Итого: фактически уже в 2013-м по общим оборонным расходам, естественно, не в абсолютных цифрах (более $700 млрд у США, у России — более $100 млрд), а в доле от ВВП, у обеих стран по 4,7%.

Можно гордиться. Ведь еще десять лет назад мы тратили на оборону, по данным специализированных СМИ, в 5–7 раз меньше. А можно, как это сделал Алексей Кудрин в 2011 году, срочно уйти в отставку.

Тайна № 2: сколько стоит армию перевооружить?

В двух бюджетных подразделах — «Вооруженные силы Российской Федерации» и «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» — предусмотрены ассигнования на разработку, закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники. В 2013 году — 1 трлн рублей (+30% к 2012 году), в 2014-м — 1,2 трлн, в 2015-м — более 1,7 трлн рублей. Рост расходов налицо. Но явно с сильным отставанием от запланированных до 2020 года 20 трлн рублей на закупку вооружений. За первые два года действия программы (2011–2012 — около 1 трлн рублей), за последующие три — 3,9 трлн. Итого: 4,9 трлн рублей к 2015 году. Получается, за последние пять лет придется бросить в топку более 15 трлн рублей (и только на покупки оружия, без учета расходов на содержание войск). То есть по 3 трлн ежегодно (4,5% ВВП образца 2013 года!). А если учесть расходы на содержание армии и прочих силовиков, то мы к 2020 году выходим примерно на 8% от ВВП оборонных расходов. А это уже уровень вечно воюющего Израиля и всегда готовой к джихаду Саудовской Аравии.

Тайна № 3: сколько платят офицерам?

Армия вообще вещь дорогая. Особенно в мирное время. В 2013 году согласно проекту бюджета на так называемое денежное довольствие военнослужащим и оплату труда гражданского персонала Вооруженных сил будет выделено 57% от суммы в 1635,7 млрд рублей (все расходы по подразделу «Вооруженные силы Российской Федерации»). То есть около 935 млрд рублей. Вдохновляет. Наконец военным стали платить приличные деньги. Как известно, зарплаты и всякого рода доплаты армейским офицерам увеличили в этом году в среднем в 2,5–3 раза, полицейским — в 2–2,5 раза. Примерно на столько же увеличили и военные пенсии.

Однако при более детальном подсчете никаких 57% на денежное довольствие не получается. В «Заключении» бюджетного комитета Госдумы указывается, что в 2013 году на денежное довольствие военнослужащим направят всего лишь 341,9 млрд рублей, а гражданскому персоналу и того меньше — 146 млрд рублей. В сумме получается 487,9 млрд рублей. Или менее 30% от всех расходов по подразделу «ВС РФ». И даже если приплюсовать еще и военные пенсии — 254,9 млрд рублей, — и тогда сумма возрастет до 742,8 млрд рублей, все равно 57% и не пахнет.

И такого рода несоответствий в оборонной части бюджета, если верить бюджетному комитету (правда, его эксперты почему-то их не замечают), множество.

Так, указывается, что 7% от 1635,7 млрд рублей, предусмотренных на поставки и хранение специального топлива и прочих ГСМ в 2013 году, равно 62,87 млрд рублей (и это почему меньше на целых 7 млрд рублей, чем в этом году, — меньше будет учений?). Однако простое арифметическое действие показывает, что 7% от 1,635 трлн рублей — это по меньшей мере 114,45 млрд. Кто там считает в МО и Минфине?

Кстати, загадочных цифр в военном бюджете полно. Например, почему-то «среднее количество питающихся» в Российской армии, которая, как известно, насчитывает 1 млн генералов, офицеров, сержантов и рядовых, составляет всего-то 400 тыс. человек. Ну ладно, 200 тыс. генералов и офицеров после радикального повышения зарплат в этом году могут «питаться» за свой собственный счет. А остальные 400 тыс. военнослужащих голодом, что ли, морят? Кстати, затраты на одного «питающегося» в сутки составляют 267,75 рубля. Не жирно. На все про все в бюджете выделяется 41,7 млрд рублей. Хотя после простого перемножения было бы достаточно и 39,128 млрд рублей. А Комитет ГД по обороне при этом настаивает изыскать ко второму чтению бюджета еще 1,36 млрд рублей. Загадка на загадке. Миллиард туда — миллиард сюда. Но что творится с гражданским персоналом МО, вообще не поддается какому-то объективному анализу.

Тайна № 4: зачем к одному штыку приравняли одну поварешку?

Оказывается после всех сокращений армии, в ходе которых, напомним, ее численность довели до 1 млн человек, обслуживать военных остались целых 771 462 гражданских специалиста. И это еще недобор. Счетная палата указывает, что Минфин, выделив деньги на зарплату вышеуказанным работникам, зажал средства на оплату вакантных должностей. А таковых 113 367.

В результате численность военных и гражданских в Минобороны практически совпадает. Более того, сейчас стали активно развивать аутсорсинг при приготовлении еды и оказании банно-прачечных услуг. На этот гражданский сектор Министерство обороны требует дополнительно 1,7 млрд рублей ежегодно на бани и до 16,7 млрд рублей в 2015 году на привозную еду.

Странное получилось сокращение численности армии. Просто множество прежде военных должностей перевели на гражданку. Очень удобно. Зарплату последним поднимать не надо. В среднем гражданским специалистам платят немногим более 18 тыс. рублей в месяц, что на 10 тыс. рублей ниже среднего по экономике во всей России. Квартиры также изыскивать не надо. Но не много ли людей в мирной стране крепят оборону, вместо того чтобы ускорять рост ВВП?

Тайна № 5: в коня ли корм?

При любых раскладах суммы на оборону и национальную безопасность, как выясняется, выделяются астрономические. Более того, лоббисты еще и недовольны. Ко второму чтению требуется изыскать дополнительные средства на оплату 20 тысяч новых контрактников. Президент приказал ежегодно набирать их по 50 тысяч. А деньги Минфин наскреб только на 30 тыс.

Нужны еще деньги на военные перевозки, индексацию зарплат (а то Минфин решил схитрить — не стал закладывать средства на это, мотивируя тем, что надо подождать, когда поднимут зарплаты другим силовикам). Не хватает денег и на обмундирование и прочие тыловые радости. Не предусмотрели также расходы на сборы воинов запаса и миротворческие операции. Забыл Минфин выделить и отдельную строку о модернизации Вооруженных сил. Хотя что с ними вообще сейчас делают, кроме этой пресловутой модернизации?

В 2013 году недодали и ОПК. 400 млрд рублей оборонщики получат не в виде прямых субсидий, а в виде госгарантий под кредиты. Под эту операцию заложили компенсацию в 5% от обслуживания займа. Но дешевле 11–12% кредит нигде не получишь. Поэтому размеры компенсаций ко второму чтению решили удвоить.

Однако разнобой между ведомствами и отсутствие полной прозрачности оборонного бюджета уже приводят к неэффективному расходованию средств. Владимир Путин обещал выделить на перевооружение только флота до 4,7 трлн рублей. Однако многие военные эксперты считают, что хватило бы и 3 трлн. Из них 1,6 трлн вполне бы хватило на постройку 16 ударных атомных подлодок (как и запланировано к 2020 году) вместе с оснащением их ракетами «Булава». А оставшихся 1,4 трлн рублей было бы достаточно и на закупку во Франции 4 «Мистралей», и на десятки малых боевых кораблей.

Да и недавняя история показывает, что воюют не числом (в том числе танков Т-90, которые начальник Генштаба генерал армии Макаров как-то в сердцах обозвал «17-й модификацией Т-72»), а умением. По разным данным, СССР тратил на оборону от 11% до 20% ВВП. Тогда как американцы в разгар вьетнамской войны — не более 10% (кстати, сейчас они воюют в Афганистане). К чему это привело, знают все. США так на СССР и не напали. Перегруженная военными расходами советская экономика сама сдалась на милость Запада.

Мировые тенденции в оборонной политике, в свою очередь, свидетельствуют, что ведущие экономические державы сокращают оборонные расходы. Так, в среднем в Евросоюзе они составляют 1,7% ВВП. Великобритания в этом году запланировала 2,4%, Франция — 2,3%. Но Лондон в 2013 году сократит военные расходы еще до 2,1% ВВП.

Наращивают оборонные расходы из ведущих экономик мира только Индия и Китай. Но первая страна находится в условиях «холодной», часто перерастающей в горячие фазы, войны с Пакистаном. А Пекин хотя и довел свои оборонные расходы до более чем $100 млрд в год, чего мы достигнем только к 2015 году, но, во-первых, Китай содержит куда большую армию (более 3 млн человек), а во-вторых, что важнее, все китайские траты на армию до сих пор не превышают 2% ВВП.

Россия же встретит 2021 год с примерно 8% ВВП на военные и охранные нужды. К какой войне нас вынуждают готовиться? Сокращая при этом в процентах к ВВП расходы на образование, инфраструктуру и здравоохранение. Кто через десять лет сядет за штурвал (именно штурвал, а не рычаги) сверхсовременного танка? Если, конечно, избалованные вниманием Путина рабочие с Уралвагонзавода его наконец выдадут на-гора.

И самое главное. Как ответить на вопрос, вынесенный в название этой главки, если проверки Счетной палаты показывают, что значительные средства тратятся в Минобороны попросту на ветер? Так, недавнее отстранение Анатолием Сердюковым своего первого зама Александра Сухорукова от курирования департамента вооружения многие эксперты объясняют выявленными в прошлом году нарушениями при госзакупках.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру