Больше года назад, 18 сентября
Уже к апрелю
Еще один мировой рекорд команда во главе с Сергеем Низовцевым установила совсем недавно. Перебравшись из холодных антарктических морей через Тихий и Атлантический океаны в Арктику, экипаж яхты совершил там вторую свою кругосветку. Выписывать это «колечко» они начали 30 июля от южной оконечности Гренландии и к 30 сентября вернулись в ту же точку уже с другой стороны.
— Столь быстро Северный полюс не огибало еще ни одно парусное судно, — рассказывает Сергей Щербаков, выполнявший в арктическом плавании обязанности штурмана и ледового лоцмана. — Генеральный маршрут был проложен вдоль
На протяжении столь долгого и трудного пути случалось всякое. В Антарктике жестокие шторма в лоскуты изорвали паруса яхты, и 3 тысячи миль до Австралии пришлось плыть под куцыми остатками парусного вооружения, теряя столь драгоценное время. Антарктика подарила и еще одно непростое испытание: налетевшие штормовые порывы ветра однажды оборвали и унесли в океан антенну. На несколько дней «Скорпиус» остался без связи с Большой землей, так что в московском штабе экспедиции уже собирались бить тревогу и организовывать спасательную экспедицию. К счастью, яхтсменам удалось «поймать» благоприятный погодный момент и дать радиограмму с помощью аварийного коротковолнового передатчика.
— В конце сентября, когда, завершая арктическое кольцо, «Скорпиус» шел через море Баффина, мы попали в поток небольших льдин, — вспоминает Щербаков. — Проблема в том, что из-за сравнительно малых размеров их не видно на радаре, так что очень трудно, ведя яхту вперед, избежать столкновения. А ведь «Скорпиус» не имеет специального ледового подкрепления корпуса. Последствия для яхты могут быть самые печальные, даже если она натолкнется на льдину размером с легковой автомобиль. Чтобы вахтенному рулевому легче было ориентироваться в ситуации, пришлось даже сделать специальную подставку возле штурвала: выше стоишь — дальше видишь... Мы решили воспользоваться уникальной возможностью и сделать остановку у берегов острова Беннета — той самой легендарной Земли Санникова, исследуя которую погибла в самом начале ХХ века экспедиция барона Толля. Однако «визит» этот принес дополнительные приключения. Приблизившись к острову, «Скорпиус» оказался затерт льдами и начал дрейфовать вместе с ними. Почти сутки мы находились в ледяном плену, но потом удалось выскочить из этого капкана...
Помимо чисто морских приключений на долю членов экспедиции выпали испытания совсем иного рода — организационные...
— Конечно, заходы в иностранные порты связаны с выполнением ряда бюрократических процедур. Но где-то этот процесс проходил легко и быстро, а где-то тянулся несколько суток. Команда яхты на собственном опыте убедилась, что в странах Карибского бассейна среди местных жителей масса ловкачей и пройдох, которые всеми возможными способами выманивают у заезжих путешественников деньги. Вот лишь один пример. Когда «Скорпиус» заходил в один из тамошних портов и уже практически готов был швартоваться у пристани, вдруг местное начальство делать это запретило: мол, по нашим правилам вы обязаны при входе в бухту взять на борт лоцмана! Пришлось в самой простейшей обстановке ради соблюдения такой формальности вызывать местного лоцмана и платить за прохождение под его «руководством» 300 метров до причала 2 тысячи долларов!
— Что собой представляет «Скорпиус»?
— Это очень хорошая круизная яхта, построенная известной голландской фирмой в 1991 г. Длина судна почти 30 метров, высота единственной мачты около 37 метров. Почти 2 десятка лет эта яхта «жила» на Средиземном море, пока ею не заинтересовался Сергей Низовцев, задумавший двойное кругосветное путешествие под парусами. Конечно, пришлось дополнительно приспосабливать «Скорпиус» для плавания в приполярных широтах. Самым главным техническим дополнением стала установка на борту мощной
В каютах «Скорпиуса» могут с комфортом разместиться
— А откуда столь необычное название судна?
— Скорпион — это зодиакальный знак нашего капитана.
Совершая плавание в высоких широтах, в самых «глухих» местах Мирового океана, экипаж «Скорпиуса» выполнял комплекс научных и практических наблюдений. Например, яхтсмены тестировали работу российской системы ГЛОНАСС в приполярных широтах, фиксировали температуру воды, ее соленость, степень загрязнения в различных районах...
— Судить о степени солености забортной воды мы легко могли по работе опреснителя. Если в нормальных условиях он давал в час, скажем,
— Помнится, для героев романа Жюля Верна очень важный эпизод был связан с пересечением линии дат — «возвращением во вчерашний день»...
— Экипаж «Скорпиуса», конечно, столкнулся с этим «фокусом» и в арктической, и в антарктической своей кругосветке. Само собой, устраивали по такому поводу подобающие мероприятия. Последний раз мы «сбрасывали 24 часа» как раз на рубеже календарных лета и осени, так что «день знаний», 1 сентября, на яхте длился два дня подряд.
— «Скорпиус» взял старт уникального морского похода из Сочи. Это случайное совпадение или намек на грядущую Олимпиаду?
— Конечно, Сочи был выбран точкой старта не случайно. Экспедиция организовывалась и проводилась при поддержке Олимпийского комитета России. В планах на будущее — участие «Скорпиуса» в торжествах, которые будут проводиться в олимпийском Сочи-2014, однако конкретику еще предстоит прорабатывать, согласовывать...
Завершая свой уникальный поход, «Скорпиус» с оставшимися на борту несколькими членами экипажа возвратился от берегов Гренландии через Средиземное море в Россию. Вчера яхта вошла в бухту Севастополя, откуда через несколько дней отправится в Сочи — в начальную точку этой двойной кругосветки.