Причиной шестимесячного простоя отрасли стала ошибка составителей закона об обязательном лицензировании, вступившего в силу 1 июля этого года. Ежегодную процедуру, стоимостью от 10 до 30 млн рублей, ни один производитель сидра и медовухи потянуть бы не смог. Что не удивительно — средняя стоимость завода по изготовлению традиционных напитков —
Внесенный в Госдуму законопроект приравнивает традиционные напитки к пиву, для которого лицензирование не обязательно. Однако до первого чтения этот документ добрался с трудом. «Препоны для нашего законопроекта организовывали комитеты-соисполнители, члены которых, не вдаваясь в подробности, принялись кричать о бескомпромиссных преференциях для алкогольной отрасли. Им просто подвернулся удобный повод попиариться. Нет, я сам сторонник ужесточения продаж спиртосодержащей продукции и других оградительных мер, однако производство сидра и медовухи куда больше относится к сельскому хозяйству, нежели к алкоголю», — комментирует ситуацию один из авторов законопроекта, зампред комитета ГД по экономполитике Виктор Звагельский.
Действительно, по данным ВТО, Россия занимает четвертое место в мире после Китая, США и Канады по размерам садов. Но за последние 15 лет, если верить Росстату, эти сельхозугодия постоянно уменьшались. Если в 2000 году их общая площадь составляла почти 288 тыс. га, то
Производители сидра и медовухи занимают всего 0,06% от общего рынка алкоголя. И в то время как популярность этих напитков во всем мире только растет, российское бездумное законотворчество чуть ли не погубило всю отрасль разом.
Однако проблемы традиционных напитков после вступления в силу закона могут не закончиться. Слухи об обязательном лицензировании пива не утихают уже второй год. И если эта идея все же будет воплощена, изготовителям сидра и медовухи придется «косить» от процедуры получения лицензии вместе с мини-пивоварнями, которые чаще всего открываются при барах и ресторанах. «Мы планируем вывести из-под лицензирования микропроизводства, годовой объем которых не превышает 100 тысяч декалитров в год. Могу вас уверить, что ни один производитель сидра или медовухи таких объемов не делает. А крупных игроков рынка эти преференции никогда не коснутся», — уверен Звагельский.