Старый добрый протекционизм

Лоббисты нашли дорогу в обход режима ВТО

Правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) завершило разработку комплекса мер для защиты интересов отечественного бизнеса в условиях членства России в ВТО. Особое внимание уделяется дополнительному бюджетному субсидированию и преференциям при госзаказе. Свобода торговли лучше, чем несвобода, но старый добрый государственный протекционизм никуда не делся.

Лоббисты нашли дорогу в обход режима ВТО

Всем сестрам по серьгам

РСПП приступил к подготовке финансово-экономического обоснования объемов господдержки, которую российский бизнес ожидает получить для адаптации к условиям ВТО. Затем проект, пройдя ряд согласований, будет направлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову, вице-премьеру Аркадию Дворковичу и в профильные министерства: Минпромторг, Минэкономразвития, Минсельхоз и другие. Через них и пойдут государственные деньги (если будут выделены правительством). Каждые полгода будет осуществляться плановая проверка эффективности принятых мер поддержки.

В первую очередь РСПП предлагает даже не субсидирование, а снижение совокупной фискальной нагрузки на компании и льготы по налогу на имущество (сейчас отмена налога на имущество для нового оборудования рассматривается в Госдуме). Кроме того, предлагается принять программы адаптации российской экономики к работе в условиях ВТО с учетом региональной и отраслевой специфики. В третью очередь акцент делается на расширении субсидирования процентных ставок по кредитам.

Все меры поддержки разбиты по 19 секторам. Для защиты автомобилестроения предлагают ввести ряд субсидий потребителям (субсидирование ставок автокредитов для автомобилей отечественного производства в 2013–2018 годах) и производителям (компенсация ж/д перевозок автомобилей всех категорий на расстояния свыше 1 тыс. км в 2012–2014 годах). Для ВПК предусмотрено кредитование под госгарантии и увеличение доли финансирования из федерального бюджета в рамках Федеральных целевых программ (ФЦП).

Для сельхозмашиностроения, чьи лоббисты в свое время были особенно активны в протестах против вступления России в ВТО, по мнению РСПП, необходимо субсидировать обновление парка техники. Тех 2 млрд руб., которые ежегодно выделяются на это, сельхозпроизводителям недостаточно, считают в РСПП. Для транспортного машиностроения планируется дать приоритет при госзакупках, а для авиастроения предлагается ввести механизмы возвратного бюджетного финансирования для отечественных проектов создания авиатехники.

Для поддержки судостроительной отрасли РСПП рекомендует внести изменения в постановление правительства от 22 мая 2008 года № 383 «Об утверждении правил субсидий...», чтобы расширить и продлить его действие до 2020 года. Для станкостроителей предлагается утвердить технические регламенты, чтобы исключить ввоз низкокачественного оборудования. Для легкой промышленности, по мнению экспертов, нужно предусмотреть в бюджете на 2013-й и последующие годы средства на субсидирование процентных ставок по кредитам (на закупку сырья — 640 млн руб., на техническое перевооружение — 275 млн руб.) и дать преференции при госзакупках и гособоронзаказе.

Самой уязвимой и страдающей от вступления в ВТО отраслью отечественной экономики признан агропром: он нуждается в 96 млрд руб. ежегодно. Притом что в текущем бюджете предусмотрено только 6 млрд руб. Кроме этого предлагается увеличить финансирование ФЦП «Развитие села» в 2012–2013 годах на 10 млрд руб. ежегодно и продолжить программу до 2020 года.

По словам главы Комитета по экономической политике Госдумы Игоря Руденского: «Серьезных потрясений от вступления России в ВТО в целом наш бизнес не почувствует. Потенциально точечно могут пострадать сельское хозяйство и легкая промышленность. Ввозные пошлины на текстиль снизились с 40 до 5%». Депутат акцентировал внимание на том, что «Россельмашу» будет выделено 2 млрд руб. на техническое перевооружение, а предприятия легкой промышленности могут освободить от налога на прибыль, который предлагается пустить на модернизацию производства (соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму). Но на первый план выходят другие проблемы: недоступность кредитов, дефицит квалифицированных кадров для защиты интересов России в ВТО и недостаточная поддержка экспорта.

Импортные топ-менеджеры

В бюджете на поддержку отечественных отраслей промышленности в условиях их адаптации к ВТО на 2013–2015 годы выделена сумма в 5 млрд руб. в год. На этом настаивает Комитет по экономической политике. А Минэкономразвития подсчитало, что прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин после вступления в ВТО могут в 2013 году составить 188 млрд руб., а в 2014-м — 257 млрд руб. Присоединение России к ВТО фактически приводит к необходимости адаптировать уже действующие нормы отдельных отраслей экономики к условиям членства в ВТО. В частности, Россия взяла на себя обязательства в секторе услуг.

Минэкономики опубликовало проект закона, разработанный Минтруда, который вносит изменения в главный российский миграционный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В первую очередь новые нормы затрагивают топ-менеджеров и «ключевой персонал коммерческих организаций». Проще говоря, высококвалифицированных специалистов. Ранее речь шла только о специалистах.

Документ предлагает более свободное перемещение в Россию иностранных управленцев, то есть формальных руководителей бизнеса. Те из них, кто проработал в своих организациях более года на территории стран — членов ВТО, могут замещать должности руководителей и иные должности, которые осуществляют собственно руководство и координацию деятельности представительств, зарегистрированных на территории государств — членов ВТО, то есть подавляющего большинства стран мира. Режимом не смогут воспользоваться управленцы Кубы и КНДР. Одновременно, как следует из законопроекта, работать иностранцы смогут не только в аккредитованных на территории РФ филиалах иностранных компаний или в «российских коммерческих организациях», но и в представительствах иностранных компаний и в любых «дочерних организациях».

Определенный лимит на импорт топ-менеджмента в законопроекте все-таки существует. Общая численность иностранного управленческого персонала не должна превышать пяти человек, а для банковской сферы — двух человек на одно юридическое лицо. Также в проекте оговаривается, что иностранцы могут работать в России в дочерних компаниях фирм, зарегистрированных на территории участников ВТО, если работали там не менее одного года, являются руководителями и «на практике вовлечены в оказание услуг».

В представленном законопроекте обозначена прежняя норма в 2 млн руб. — годовой заработок специалиста, который признается «ключевым персоналом». Такая норма была введена в 2010 году для того, чтобы завлечь в «Сколково» иностранных специалистов. Для тех, кто отвечал этому критерию, действуют различные поблажки: отменены квоты и увеличение срока действия разрешения на работу с одного года до трех лет с многократным продлением рабочей визы.

Теперь «сколковский режим» распространен, по существу, на всех иностранных топ-менеджеров и специалистов. Однако радикального наплыва иностранных управленцев и оккупации ими всех хлебных управленческих мест ждать не стоит.

Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век» рассказывает: «Ранее, до закона о высококвалифицированных специалистах, российские власти сопротивлялись тому, чтобы иностранная компания — нероссийское юридическое лицо могла нанимать иностранцев. Сейчас власти, тем более после некоторых послаблений и требований ВТО, пошли навстречу».

Партнер Transearch International Станислав Алексеев утверждает, что уже сейчас любое иностранное или русское юридическое лицо может нанять экспата без каких-либо проблем. По его словам, компании, работающие так уже несколько лет, не испытывают проблем: разрешение на работу и другие формальности сейчас вторичны. Впрочем, для иностранных компаний, работающих в России, важно, что отныне действующие механизмы будут зафиксированы в базовом законе о правовом статусе иностранцев. Ведь «сколковский» режим для иностранных специалистов воспринимался скорее как эксперимент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру