Перед обсуждением проекта бюджета-2013 у президента и в правительстве (соответственно 18 и 20 сентября) Общественная палата направила письмо Владимиру Путину, выдержанное в резких «антисилуановских» тонах (документ есть в распоряжении редакции «МК»).
Минфин обвиняли прежде всего в том, что он выбрал схему бездефицитного бюджета уже в 2015 году. Казалось бы, что же в этом плохого? Но стремление существенно снизить расходы за три года с нынешних более чем 21% ВВП до 18%, в ОП увидели дискриминацию так называемого «человеческого капитала» — здравоохранения, образования, а также регионов. Так, по данным автора письма президенту, объем расходов бюджетной системы на образование сокращается с 4,1% ВВП в 2012 году до 3,9% в 2015-ом.
В результате внедрения таких бюджетных приоритетов, да еще при отходе Минфина от реализации указов президента от 7 мая, направленных на осуществление его предвыборных обещаний, может возникнуть социальная напряженность. Авторы письма указывают: «Отход бюджетных планировок от задач установленных Вашими Указами от 7 мая 2012 года, будет остро негативно воспринят значительными группами населения, прежде всего, работниками бюджетной сферы».
А это чревато тем, что «системная и внесистемная оппозиция будут преподносить их в качестве нарушения Ваших предвыборных обязательств».
Трудно сказать, успел ли Владимир Путин получить письмо Общественной палаты до 18 сентября, когда он провел бюджетное совещание в Бочаровом ручье в Сочи. Но именно в тот день ряду членов правительства сильно досталось от президента за игнорирование его поручений.
8 октября председатель комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Дискин в основном повторил претензии коллег к Минфину. Но уже непосредственно самому главе этого ведомства Антону Силуанову. И, в частности, предложил перенести минимум на год — с 2015 до 2016 — обнуление дефицита федерального бюджета. А это ни мало ни много — более 600 млрд рублей дополнительных расходов только в 2015 году.
Однако Антон Силуанов отнесся к обвинениям членов Общественной палаты на удивление спокойно. Например, по его данным, расходы на образование в федеральном бюджете все же растут хотя и незначительно — с 4,1% в этом году до 4,2% в 2015-ом. При этом приоритеты этих затрат — ведущие федеральные вузы. А вот поднимать зарплату учителей до 100% от средней по экономике региона придется местным властям. В области здравоохранения общее снижение затрат собственно федерального бюджета (с 3,7% ВВП в 2012-ом до 3,5% в 2015-ом) будет с лихвой компенсировано ростом финансирования со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Так что никакого стимулирования социального взрыва.
Наоборот, все задания президента выполнены. Или будут выполнены чуть позже. А стабильность бюджетной системы, без чего невозможно что-либо выполнить будет точно обеспечена. А залогом к этому станет реализация бюджетного правила, ограничивающего расходы бюджета в 2013 году $91 за баррель нефти. Соответственно в Резервном фонде до 2017 года будет накоплено не менее 7% ВВП. А вместе с Фондом национального благосостояния будет все 11,5% ВВП. Это для того, чтобы противостоять новой волне кризиса. Впрочем, в 2008 году в этих фондах было более 16% ВВП.
Соответственно Силуанов отказал Дискину и в 1% ВВП дополнительного дефицита бюджета в 2015 году. По мнению министра финансов, тогда придется слишком много занимать на внутреннем финансовом рынке. А это чревато сокращением ликвидности, которая могла быть направлена на дополнительные инвестиции. Да и на внешнем рынке не любят роста задолженности у тех или иных государств. Долговой кризис Еврозоны — тому яркий пример.
Спорили в ОП и о других макроэкономических предметах. Например, что лучше — жить в долг (Валерий Фадеев, председатель комиссии ОП по экономическому развитию) или по средствам (Силуанов). Но как-то несмотря на первоначальные жесткие заявления, мирно. В конечном итоге Силуанов обещался отстаивать свой бюджет в ОП ежегодно. И также предложил уже через неделю на этой же площадке разобрать пенсионную реформу от Минтруда. Силуанов, кстати, против ликвидации накопительной части пенсии — это же «длинные» деньги для экономики. В ответ Фадеев примирительно заявил, что все проблемы одним федеральным бюджетом не решить. Например, ЖКХ надо реанимировать за счет не бюджетных денег, а муниципальных облигаций. На этом и порешили. И без всяких социальных взрывов.