Принимаясь за столь непростую тему, мы решили с аптекарской точностью выяснить: сколько продуктов в отечественной торговле наших, а сколько — импортных. Ведь если у нас и впрямь есть подвижки к «продовольственному скачку», то спать можно спокойно, граница на замке.
В районах подтвердили, что дела действительно налаживаются. Как ответ Чемберлену федеральным торговым сетям с их супер- и мегамаркетами, в отдельных подмосковных муниципалитетах создаются свои сети — муниципальные. Они тоже принадлежат частным лицам, но в закупках продуктов ориентируются исключительно на отечественную продукцию. Которая:
а) экологически чистая;
б) ближе по вкусовым качествам к советским «докторской» и «одесской»;
в) зачастую дешевле, ведь расходы на транспортировку животного масла с улицы, скажем, Ленина на улицу, допустим, Советская в сотни, если не в тысячи раз ниже, чем из Новой Зеландии — в Москву.
Чтобы с аптекарской точностью подтвердить или опровергнуть эту обнадеживающую тенденцию, «МК» поехал в один из подмосковных районов, где конкуренция с западными деликатесами в ярких упаковках идет не по отчетам Минсельхозпрода, а в режиме оnline, дни и ночи.
■ ■ ■
Если в двух словах изложить бизнес-позицию местного предпринимателя, владельца сразу нескольких магазинов, то она такова: магазин должен быть в шаговой доступности от жилых кварталов. И ориентироваться на отечественные продукты. Это, так сказать, слагаемые успеха.
Тут, поясняет он, никакого ура-патриотизма нет. Российские аграрии с превеликим трудом находят рынок сбыта, с ними проще договориться об оптовых закупочных ценах, которые иной раз на
Этой политике способствует и районная власть, которая заинтересована, чтоб совхозы и колхозы куда-то могли пристроить свою продукцию, ведь в «большую» торговлю им вход, по сути, запрещен. В общем, конкуренция двух торговых систем — федеральных «сетей» и местных — устраивает решительно всех. Кстати, москвичи, лишившиеся мелких «советских» магазинов, не первый год просят мэрию вернуть им такую альтернативу.
Однако предприниматель честно признается, что если б в стране не было импортных поставок, пороху нашим крестьянам в продовольственном снабжении не хватило. Все было бы как когда-то в СССР, а может, еще и хуже: одна марка пива на прилавке, два вида молока, которое расходилось до обеденного перерыва. А за колбасой снова ездили бы в Москву.
Он открывает толстую тетрадь, где фиксируются все продуктовые поставки. «Так, сегодня звонили партнерам, — как бы про себя шепчет он, — просили подвезти картофель. Картофель — только голландский. Мы им тоже торгуем, хотя если есть выбор, то покупают лучше наш — из Тамбова, Липецка, Воронежа».
Попутно узнаю, что этот самый партнер находится в Москве и тотчас выполняет практически любой заказ — разумеется, из того, что в данный момент имеется на его складах и хранилищах. Прямых контактов с местными производителями (колхозами и фермерами) магазин(-ы) не имеет. Им, крестьянам, невыгодно везти сюда пару-тройку мешков картошки — им бы сразу «загнать» целый «бычок». А поставщик из Москвы привезет сколько надо, хоть пять килограммов. То есть районный производитель из цепочки «поле — прилавок» выпадает.
Далее выясняется, что парным или охлажденным мясом магазин практически не торгует: его, отечественного, почему-то нет. Во многих мелких хозяйствах на территории района имеются небольшие цеха по переработке мяса и молока. Теоретически готовая продукция (колбасные изделия, сметана, творог) может оказаться на магазинных полках. Но не оказывается. Продавцу выгоднее и на душе спокойнее заключить контракт с мясокомбинатом и молокозаводом. Там и ассортимент товара шире, и технология производства больше отвечает требованиям ГОСТа. Ведь это крупные предприятия, со своим штатом технологов и контролеров.
В общем, местные, хотя район сельский, и тут не при делах.
Следуем далее по списку. Куры? Тут все забивает Америка, она вне конкуренции. За «ножками Буша», или окорочками, выстраиваются целые очереди. При том, что в неделю торговая сеть предпринимателя закупает по 200 коробок, по 15 кг каждая.
С Америкой все непросто, рассуждает он, — постоянные слухи, что оттуда поставляются некачественные продукты, что они запредельно перекачены гормонами, что в них много льда и пр. Действительно, в коробках лед присутствует, граммов по
Для меня это настоящая новость: почему Америка? Окорочка захлестнули наш рынок в начале и середине
Еще в полный голос о себе на российском рынке заявляет Белоруссия. Ее «агенты» появились в городе после Нового года и уже застолбили определенную нишу. Так, если колбасные изделия в магазине представлены в основном из 5 российских регионов (на первом месте — свой мясокомбинат), то впритык к ним наступают, можно сказать, на пятки белорусы. Только один небольшой магазин продает вареной колбасы от наших «младших братьев» не меньше 100 кг в неделю. Хорошо расходится и их «молочка».
— Из Белоруссии товар завозится два раза в неделю, — рассказывает владелец «муниципальной» сети, — никаких сбоев с начала года не было. Работать с ними удобно. Если мы возвращаем им часть товара, который «не идет», они без лишних слов его забирают обратно. Их товар в среднем на 10% дешевле российского.
■ ■ ■
Так где же российская еда, если даже самые ходовые продукты, так сказать, первой необходимости, забивает импорт? Ведь мы не в супермаркете, куда пристроить овощи, мясные и молочные изделия российскому крестьянину возможности нет никакой: ему это просто не дано. Нужно заплатить крупный бонус — это своеобразная плата за вход. Потом, товар в «сети» необходимо поставлять очень крупными партиями, что не под силу даже мощному совхозу или колхозу. Наконец, товар должен иметь рекламу на одном из федеральных телеканалов!
Все вкупе эти требования (а есть еще и другие!) напрочь закрывают дорогу отечественному производителю в федеральные «сети». И он рад хоть куда-то делать поставки, чтоб получать за них «живые деньги». В этом плане у магазина шаговой доступности, ориентирующегося на отечественного производителя, гигантское преимущество перед сетями. Здесь не должно быть отбоя от нашенских фермеров и производителей.
Но что мы видим на витрине? Картошка из Голландии, окорочка из США, сметана из Белоруссии. И где? В магазине, который изначально предпочитает российскую продукцию!
По заверению владельца магазина, российских харчей тут не меньше половины. (Сколько же их тогда в федеральных сетях — капля в море?..)
— Вот наша колбаса, вот импортная, — показывает он, стоя у прилавка. — Какую купит покупатель? Нашу!
Действительно, бабушка просит отрезать ей граммов
— У меня внук на нашем мясокомбинате работает,— отвечает она. — От него знаю, что там все натуральное, скот завозят то ли из Рязани, то ли из Нижнего Новгорода, забивают — и сразу в дело, мясо по 15 лет под заморозкой не лежит. А что в импортной колбасе — я не знаю.
На местном мясокомбинате трудится больше тысячи горожан — практически в каждой семье есть его представитель. Они «докладывают», что все строго по технологиям и ГОСТам, туалетной бумагой не пичкают. «Своим» в городе доверяют.
— Вот молоко, — мы подходим к молочному отделу. — У нас свой молокозавод, и молоко очень хорошее. Покупают, как правило, то, что в мягких пакетах, оно хранится сутки. Есть и «долгоиграющее», импортное, хранится по
■ ■ ■
В принципе мой собеседник на жизнь не жалуется. Конечно, круглые сутки как белка в колесе анализируешь соотношение цены и качества, и тут без импортной «альтернативы» не обойтись. Но из двух предложений — российского и заграничного — и он, и его покупатели дружно предпочтут отечественный продукт.
Хотя покупательская душа для него — потемки. Сколько лет подряд слышит одно и то же: что колбаса, дескать, уже не та, хуже, — «вот еще 5 лет назад!..» А за последние два года объем реализации колбасных изделий местного мясокомбината увеличился с 500 тыс. рублей в неделю до 1 млн. То же самое ворчливые покупатели выговаривают и про местный молокозавод. Но за этот же период выручка от продажи молокопродуктов увеличилась с 60 тыс. рублей до 150 тыс.! Эти успехи позволили ему открыть в городе еще два магазина шаговой доступности.
Владелец магазина рассказывает, что в «сети» он ходит, как профессионал, поучиться опыту, уму-разуму. То же самое говорят и работники магазина — от заведующей производством до продавщиц. Они отовариваются здесь же. Потому как натуральнее, вкуснее и дешевле. Если что и покупают в супермаркете, то только торты. Торты дорогие, в их магазине такие покупать не станут, ведь их контингент — обычные горожане, которые живут на пенсию или одну зарплату.
Ну так вот, сначала у них глаза разбегались от изобилия, сколько в супермаркетах всего наворочено! Через «своих людей» узнали, что в «сетях» ассортимент включает около 6 тысяч наименований. Подсчитали собственный, так сказать, баланс — не меньше 5000! Почти соизмеримо, просто в супермаркете и площади позволяют, ну и умеют преподнести красиво.
— Принято считать, что в «сетях» продукты дешевле, отсюда и их популярность, — продолжает мой собеседник. — Ничего подобного, по крайней мере, в моих «сетях» она дешевле процентов на
Тем не менее совместно с мясокомбинатом они тоже пошли на эксперимент: недавно в течение 10 дней проводили свою акцию. Она заключалась в том, что мясокомбинат реально на 7% снизил цены на 11 разных видов колбас и сосисок — с тем условием, что и магазин на них тоже снизит торговую наценку. «Раскрутить» эксперимент, как конкуренты из «сетей», магазин, конечно, не сумел. Среди десятков разных видов колбасных изделий попавшие под акцию продукты затерялись.
— Но нашим продуктам люди доверяют больше! — с гордостью заявляет он.
■ ■ ■
Но их (наших продуктов), прямо скажем, негусто даже в самом «российском» из магазинов. В чем причина? Ответ находим у рядового производителя этого же района: государство не заинтересовано в развитии и укреплении собственных аграрных тылов. Всеобщая капитализация, погоня за прибылью подталкивают бизнес, в который превращена вся страна, к укрупнению, к холдингам — что в производстве, что в торговле. И в них не находится места мелкому «одиночке».
По словам руководителя одного из местных животноводческих предприятий, с районным молокозаводом он не работает уже несколько лет. Тот здорово занижает закупочные цены и, чтобы как-то сводить концы с концами, вынужден везти молоко в Москву. Но год на год не приходится. К примеру, сегодня столица у него принимает продукцию по 13,8 руб. за килограмм, а в октябре 2011 г. — по 14,4 руб. На молокозаводе заверяют, что это реальная рыночная стоимость молока.
— Подорожало всё: ГСМ, свет, газ, удобрения, комбикорма, — вздыхает руководитель хозяйства. — А молоко у производителя подешевело. Долги и кредиты возвращать не из чего, у некоторых наших совхозов уже отключили электроэнергию. Прямой путь к банкротству...
Почему при нынешней инфляции, подорожании всего и вся падает «рыночная стоимость» молока у крестьян? Цены сбивают в том числе и белорусские конкуренты, которые гонят к нам порошковое молоко. Хотя в прямом смысле конкурентами их назвать нельзя. Ведь Батька оказывает мощную господдержку своему селу, а наши колхозы и совхозы — один на один с экономическими трудностями.
— Да и молокозаводу, — продолжает производитель, — удобнее дело иметь с порошковым молоком из Белоруссии, из других государств. Мой молоковоз в пробке постоял с часок — продукция начинает скисать. А с порошком ничего не случится. Его разбавил водой — и порядок. Но это уже совсем не то, не натуральное молоко!..
Словом, все идет к тому, что натуральному и доморощенному все труднее найти место под солнцем в своей же стране. И вряд ли это специфика только подмосковных хозяйств и их партнеров по торговле.
Совсем недавно из регионального Минсельхоза в колхозные конторы пришли «письма счастья». Уведомляют, что в связи с вступлением России в ВТО (Всемирную торговую организацию) с 2013 г. отменяются государственные дотации на минеральные удобрения. Правилами ВТО это не предусмотрено — так и написано.
Господдержка села, и без того чисто символическая, отменяется.
Будем есть белорусскую бульбу — и считать ее своей. Ведь из всех других стран-импортеров нас с Белоруссией связывает давняя и славная история.
Но разве от этого легче?..