«МК» не первую неделю следит за ситуацией на отечественном рынке бензина. Прежде всего опасения игроков отрасли и самих автовладельцев вызвал плановый ремонт Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). Как известно, это предприятие, входящее в группу «Газпром-нефть», обеспечивает половину потребностей московского региона. Сильнее всех бьют в колокола независимые сети АЗС (35% от всех столичных заправок). Как сообщил «МК» на условиях анонимности владелец одной из таких сетей, МНПЗ с момента остановки (21 сентября) не продал ни одного литра высокооктанового топлива (АИ-98, АИ-95 и АИ-92). Все ресурсы завода по внутрикорпоративным ценам достаются только собственным АЗС. В связи с чем многие из независимых заправок простаивают, и в результате купить бензин по цене в 30 с небольшим рублей за литр становится все более проблематично. Аналитики предупреждают, что в самое ближайшее время для ликвидации дефицита высокооктановое топливо придется покупать по цене
Однако правительство, похоже, не видит здесь особой проблемы. В своем выступлении на правительственном часе в СФ Дворкович эту тему попытался обойти. Не задавали ему наводящих вопросов и сенаторы. Но в финале этого часа вопрос, что называется, в лоб задала Матвиенко: «Поступает много сообщений из регионов о том, что топливный рынок лихорадит. Все опасаются дефицита бензина».
Вице-премьер попытался ее успокоить: «Мы рассмотрели этот вопрос на заседании комиссии по ТЭК в понедельник (24 сентября. — Авт.)». Дворкович признал: «Есть риски по ряду регионов». Но, по его словам, даны соответствующие указания по наращиванию запасов топлива, включая Москву. Зампред правительства также подчеркнул, что ряд мощностей МНПЗ поставлен на плановый ремонт, но есть штаб Минэнерго, который вопросами насыщения рынка топливом занимается в еженедельном режиме. Поэтому «дефицита не допустим». Матвиенко, в свою очередь, попросила отслеживать эту ситуацию в «ежедневном режиме», чтобы не допустить социальной напряженности.
Впрочем, в ходе правительственного часа обсуждались не только цены на бензин, но и на электроэнергию. Дворкович обещал в 2014 году запустить новую модель электрорынка, основой которого помимо прочего станет долгосрочный тариф с инвестиционной составляющей. Ожидается двойная польза: с одной стороны, инвесторы, зная наперед условия развития, могут спокойно вкладывать в этот сектор, с другой — потребителям обещана если не полная остановка роста цен, то хотя бы серьезное снижение темпов.
МЕЖДУ ТЕМ
Аркадий Дворкович в СФ также затронул тему региональных авиаперевозок. Он обещал, что уже в будущем году будет запущена программа авиасообщений между субъектами Федерации, минуя Москву. На эти цели в бюджете-2013—2015 заложено 3 млрд рублей. Кроме того, вице-премьер обещал резко улучшить работу почты. Дворкович, в частности, признал, что нормативные сроки доставки корреспонденции постоянно срываются. Одна из причин, по его словам, то, что письма москвичам сортируются в Самаре. А это дает еще