На вопрос обозревателя «ЭВ» «Каковы риски бюджета?» принимавшая участие в дискуссии директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова ответила так: «Самый большой риск — структура бюджетных расходов. По факту получается разный статус формально одинаково защищенных статей расходов. Например, повышение зарплат бюджетникам отменить можно, а чиновникам — нет. В целом бюджет настроен на сохранение, а не на реформирование. Например, запланированного повышения качества услуг чиновников ждать вряд ли стоит. Если так пойдет дальше, то правительство может столкнуться с неадекватностью практики ожиданиям различных групп населения».
Ее поддержала эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская, которая была еще жестче в оценках: «В этом и следующем году ничего нам, скорее всего, не грозит. Но бюджет из года в год занимается откладыванием проблем, а не их решением. Это уже привело к тому, что некоторые обещания при данной структуре расходов не смогут быть выполнены никогда. В результате, успешно решая тактические задачи, бюджет представляет собой стратегическую угрозу».
Вместе с тем участники отметили и положительные моменты. Главным из них признано новое бюджетное правило Минфина (расчет прогнозной цены на нефть по средней за последние 5 лет). «Уязвимость бюджета от колебаний мировых цен на нефть в результате принятия нового бюджетного правила снизилась. Надо лишь, чтобы правительство жестко придерживалось его», — сошлись во мнении эксперты.
20 сентября состоится заседание правительства по бюджету. Экономисты согласны с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, который в начале сентября оценил бюджет-2013 как «предкризисный». С теми добавлениями, что он силовой (расходы на армию и полицию составят
Но нельзя все время жить в ожидании катастрофы. Когда-то нужно начинать не выживать, а жить. Однако в 2013 году мы этого вряд ли дождемся. Выполнение самых «сладких» предвыборных обещаний отложено на 2018 год — аккурат до новых выборов. Когда-то изменение в Конституции, продлевающее срок полномочий президента и Госдумы, власть обосновывала тем, что слишком короткий электоральный цикл не дает времени провести экономические реформы. Цикл успешно удлинили, но где же обещанные реформы?