По словам Решетникова, эти рейды будут проводить совместно с сотрудниками МВД и Федеральной налоговой службы (ФНС) — соответствующие соглашения уже подписаны. «С IV квартала мы начнем очень активно действовать. Участковые, старшие по подъездам, товарищества собственников жилья начнут сбор информации. После ее поступления в налоговые инспекции они начнут работать уже с налогоплательщиками. И мы рассчитываем на то, что те проявят сознательность и не будут играть с государством в игру „все равно не докажете, все равно не заставите“. Потому что государство заставит сделать все, что необходимо», — пригрозил Решетников.
Столичные власти уже не раз приводили статистику: квартиры в городе сдают внаем не менее 100 тысяч москвичей, а налог (13% от суммы договора аренды) платят лишь около 6 тысяч из них. За аренду каждой квартиры владельцы получают минимум по 30 тысяч рублей. В итоге городская казна теряет не менее 5 миллиардов рублей ежегодно — эти деньги оседают в карманах жадных москвичей, хотя могли бы идти, как считает Решетников, на строительство детских садов. Он уже поделил шкуру неубитого медведя, подсчитав, что на упомянутые 5 миллиардов можно построить аж 20 детсадов. «За эту сумму стоит побороться», — отмечает чиновник.
Впрочем, власти все же не хотят показаться слишком уж меркантильными. «Мы понимаем, что налоги — важная тема в этом вопросе, но она, похоже, отнюдь не главная. Мы вытаскиваем гораздо более системную, важную для города тему — это наведение порядка с регистрацией, с пониманием, кто где живет и чем он там занимается», — говорит Решетников.
— Сложно поверить в успех этого мероприятия, — отмечает пиар-менеджер строительной компании Мария Елова. — И ежу понятно, что если в квартиру, которая сдается, придет участковый, совсем не факт, что живущий там человек расскажет ему, что арендует эту площадь. Особенно если у него есть договоренность с хозяином. Поэтому жилец может представиться другом, родственником и сказать, что живет на дружеских условиях. Проверить же это нереально.
Ей вторит адвокат Максим Столяров:
— У нас действует презумпция добросовестности гражданина. Будет, допустим, этот рейд, зафиксируют, что вот тот-то и тот-то свои квартиры, возможно, сдают. Но владелец всегда может показать, что просто пустил к себе пожить друга. И даже если признается, что сдает, то заявит, что сумма сделки — 1000 рублей.
Так что для того, чтобы что-то реально доказать, требуется проводить контрольные закупки. А вот это уже в масштабах Москвы нереально. Может, пару десятков человек за весь рейд поймают с поличным, но это капля в море. А те, кто попался, заплатят за месяц, за два, а потом опять начнут поступать как прежде. А ведь задача — заставить их заплатить налог за долгий срок.
100 000 рублей — это та установленная законом сумма неуплаченных налогов, от которой провинившийся должен платить штраф в 40%. Но это тоже не самое тяжкое наказание. И даже если речь идет о крупном размере неуплаты, законом оговаривается, что уплатившие государству неустойку освобождаются от ответственности.
Реально устрашающих юридических механизмов, которые помогли бы в подобном рейде, у нас не существует. Так что это довольно бессмысленная мера со стороны правительства. Если стоит задача повысить налоги, то нужно сделать так, чтобы налогоплательщик был сам в этом заинтересован. Я бы предложил меньше разворовывать бюджет. Думаю, половина из тех, кто не платит, делают это, считая, что их деньги все равно разворуют.