По данным Ростуризма, компания Global Club уведомила партнеров о невозможности исполнить свои обязательства перед ними еще в конце прошлой недели. А перед тем, по отзывам коллег по туристическому бизнесу, «заметно сократила объемы, и работала неактивно». Теперь все разъяснилось.
Как оказалось, банковский счет Global Club был заблокирован (по некоторым данным, это произошло еще в конце августа—начале сентября). Тем не менее, вплоть до последнего времени агентство продолжало продавать туры. И лишь сейчас объявило на сайте, что приостанавливает свою деятельность «в связи с финансовыми затруднениями».
Общая сумма долга сети Global Club перед партнерами пока не называется. Но по оценке некоторых экспертов туристической отрасли, она может достигать 10 млн рублей. Неизвестно и точное число туристов, пострадавших от приостановления работы этой сети турагентств. Пока можно говорить лишь о единичных случаях неисполнениях ею обязательств, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. (Есть достоверная информация лишь о нескольких сорванных турах в Турцию, заказанных одним из агентств через «Глобал-Трэвел Интернейшнл» у туроператора «Пегас Туристик»).
Но дальше, по словам Тюриной, «начинается эффект снежного кома». И каким он будет, предсказать не может никто: «турфирма может попросту не знать, сколько людей пострадает от ее ухода». Именно это случилось при банкротствах «Ланты-тур» и «ЧерриТур», дала понять она. (Напомним: только 30 августа о финансовых трудностях заявили компания «Эль-Вояж» и туроператор «ЧерриТур». В первом случае пришлось вывозить из-за рубежа около 200 застрявших там туристов. Во втором — около 450).
Примечательно, что сеть Global Club была создана в 2010 году финансовым директором другого аналогичного проекта — компании «Глобал Трэвел» и специализировалась на роли оптового агента, через который более мелкие фирмы покупают туры у туроператоров и предоставляют комиссию около 10% (по некоторым данным — 200 рублей с тура). Такая компания сама не работает с клиентами и не создает турпродукта, так что, строго говоря, и не является сетью. Тут-то и кроется главный подводный камень для туристов.
При банкротстве оптового агента неминуемо возникают проблемы с получением компенсации в страховой компании. Ведь если в договоре с клиентом указан другой туроператор, страховщики не обязаны платить. И не платят: именно это произошло осенью 2011 года, когда обанкротился туроператор «Альфа Вояж». Он также являлся оптовым агентом, через который более мелкие турагентства покупали туры у туроператоров. Тогда пострадали около 200 человек.