Напомним, что новую головную боль для автомобилистов власти придумали, чтобы компенсировать потери бюджета от снижения ввозной пошлины на машины после вступления России в ВТО. 23 августа они упали на 5% для новых и на 10% для подержанных авто.
Предполагаемые ставки нового сбора и коэффициенты к ним в Интернете «гуляли» с апреля (цифры предложил Минпромторг), но конкретное постановление правительства на эту тему не появлялось до вчерашнего дня. Шли баталии между министерствами: так, Минтранс, как уже писал «МК», настаивал на том, что утилизационные «наценки» ударят по грузоперевозкам в страны.
В результате противникам разгромных ставок от Минпроторга удалось продавить разве что вышеуказанную поблажку для физлиц, а также снижение коэффициентов для всех категорий грузовых автомобилей. Тем не менее желающим приобрести такую технику все равно придется выложить немало. Больше всего окажутся затраты на самосвалы массой свыше 350 тонн: от 5,5 млн. на новые машины и до 6 млн. — на старые. Кстати, импортные тяжелые грузовики ряда категорий российским предприятиям даже нечем заменить, потому что в России они попросту не производятся.
Для легковых иномарок предложенные Минпромторгом ставки в результате «мозгового штурма» в правительстве претерпели лишь косметические изменения. За новые машины импортерам придется платить от 17,2 до 110 тыс. рублей в зависимости от объема двигателя. А вот «автохламу» под видом платы за утилизацию поставлен куда более серьезный заслон — от 106 до 700,2 тыс. рублей.
Для физлиц размер сбора не будет зависеть от объема двигателя и составит от 2 до 3 тыс. рублей. При этом заплатить это сумму можно будет как при таможенном оформлении автомобиля, так и позже в любом банке. Но надо помнить, что без отметки об оплате автомобиль не будет поставлен на учет в ГИБДД.
Серьезная разница в размере сбора для граждан и импортеров, впрочем, вряд ли приведет к возвращению из
Ряд категорий граждан правительство освободило от уплаты сбора. «Льготники — это беженцы и переселенцы, дипломаты, а также те, кто ввозит транспортные средства для международных перевозок в Калининградской области, — рассказывает представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Рустам Хакимов. — Решив купить это транспортное средство, помните о том, что утилизационный сбор придется уплачивать именно вам. Иначе не поставите автомобиль на учет».
Впрочем, самая крупная категория «льготников» — отечественные автопроизводители: сбор с них брать не будут, но взамен в уведомительном порядке они должны будут представить в Минпромторг гарантии о безопасной утилизации автомобилей. Сеть пунктов приемки машин, где будут принимать на бесплатную утилизацию как иномарки так и изделия нашего автопрома, еще предстоит построить. На что, как предполагается, и пойдут средства от уплаты сборов.
От утилизационной «наценки» также освободили автопром Белоруссии и Казахстана. А вот других соседей крепко обидели: Украина, которой наша протекционисткая мера грозит убытками в $1,5 млрд., выступила с угрозами об ответных мерах.
В легковом сегменте более всего от введения сбора могут пострадать иностранные концерны, не успевшие широко развернуть производство на территории России. Всем им вроде бы ничего не остается, как задрать цены. Некоторые компании уже заявили о подорожании. Так, Toyota, лидирующая по объему импорта автомобилей в Россию, предупредила своих российских дилеров, что планирует с сентября повысить цены на
— При покупке автомобиля обязательно обратите внимание на наличие паспорта транспортного средства (ПТС), — советует Рустам Хакимов из ФТС. — В нем должны быть либо проставлена отметка об уплате утилизационного сбора, либо о том, что производитель добровольно принял на себя обязательства по утилизации автомобиля. Смотрите, что написано мелким шрифтом в договоре купли-продажи. Если окажется, что у транспортного средства нет ПТС с такого рода отметками, вам придется самим идти в таможенный орган и платить утилизационный сбор. Иначе ГИБДД откажется ставить ваш автомобиль на учет. Замечу, что если ПТС выдан до 1 сентября, подобных отметок в нем искать не надо.