Предположим, Вы решили купить автомобиль. Дело житейское: находите понравившуюся машину, договариваетесь, идете оформлять. И тут владелец автомобиля огорошивает: оказывается, у него нет ПТС (паспорта транспортного средства). Причины называются разные: потерял, украли, бумаги погибли при аварии. Зато у продавца есть другой документ—свидетельство о регистрации транспортного средства (иногда его сокращено называют ВТС, владелец транспортного средства).
Глаза у продавца честные и добрые. Он предлагает продать машину по доверенности, не снимая и не ставя ее на учет в ГИБДД (без ПТС этого сделать нельзя). Тут покупатель должен насторожиться: утерял ПТС—главный документ на автомобиль—побегай и восстанови. Но цена авто без ПТС так привлекательна. Стандартное объяснение «деньги срочно нужны; да и тебе же лучше: если я восстановлю ПТС, цена вырастет на 20%». Продавец уверен в себе и не похож на жулика. Покупатель решается на сделку.
И через месяц получает «сюрпри-и-и-и-з». В виде звонка от банка с уведомлением, что он теперь должен платить за автокредит. Оказывается, ПТС был вовсе не потерян, а мирно лежит себе в банке. Только достать его оттуда нельзя: автомобиль заложен. Обманутый покупатель обычно кричит: «А деньги! Я же заплатил продавцу полную стоимость машины»! Увы, для банка это ничего не значит: он будет взыскивать кредит с фактического владельца залога. И, уж поверьте, найдет способ если не разорить добросовестного покупателя, то серьезно испортить ему жизнь. Продавца же заложенного авто, понятное дело, давно след простыл.
Подобное мошенничество с заложенными автомобилями стало весьма распространенным. Нельзя даже сказать, что используется несовершенство законов. Скорее, их либерализм. Владелец де-факто имеет право продать заложенное имущество. Переход прав собственности во время действия залога (переуступка прав) является обычным явлением в мировой практике. Другое дело, что переуступка—процедура юридически сложная. Хотя бы потому, что с этим должен согласиться банк—залогодержатель.
В России же из-за наложения прав залогодателя (владельца имущества) и возможности продажи автомобиля по доверенности возникла ситуация не дыры, но щели в законе. Сначала в нее проваливается банк: его не ставят в известность о сделке фактической переуступки прав собственности, хотя обязаны. Ну а крайним оказывается покупатель, отдавший продавцу полную стоимость машины, хотя по закону должен был рассчитаться по фактической выплате кредита, то есть частично. Разницу мошенник—продавец кладет себе в карман.
Самые ушлые умудряются присваивать до
Спешим огорчить жуликов и обрадовать добросовестных приобретателей: власти решили положить безобразию конец. 30 августа в Минюсте прошло совещание, в котором приняли участие представители Федеральной нотариальной палаты, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфина, Банка России, и ряда других заинтересованных организаций.
В ходе совещания было озвучено, что в России практически создана система регистрации уведомлений о залоге движимого имущества на базе бюро кредитных историй (БКИ) Центробанка. Она по существу уже находится в эксплуатации и неплохо себя зарекомендовала. Другое дело, что пока она доступна лишь банкирам. Высказана инициатива сделать ее прозрачной для населения. Чтобы человек, покупая тот же автомобиль, мог убедиться, что он не в залоге, а продавец ПТС действительно потерял.
Дело нужное, но вопросов возникает много. С автомобилями более-менее понятно, но для другого ценного имущества (например, для шуб) неплохо бы иметь фотографию объекта залога. Не окажутся ли в результате сайты БКИ перегруженными? Другой вопрос: как быть с таким виртуальным движимым имуществом, как «пакет акций»? В залог оно отдаваться может. Но иногда в России случается так, что два протокола собраний акционеров содержат разные сведения (рейдерские схемы). В таких случаях обычно обращаются к реестродержателю акционеров, но новая инициатива предусматривает, что БКИ становятся «главнее». Что противоречит ряду положений законодательства об акционерных обществах.
Тем не менее, проблему решать надо, и заинтересованные ведомства договорились о подготовке законопроекта. Его планируется внести в Госдуму до конца осенней сессии. А вступить в силу он должен с 1 июля следующего года. Будем ждать.
Павел ЧУВИЛЯЕВ