В последнее время коллекторские агентства стали привлекать к себе очень много внимания. Сначала Верховный суд постановил, что банки имеют право передавать дела неплательщиков коллекторам. Но только если это изначально было оговорено в кредитном договоре (см. сайт «МК» от 5 июля). Вслед за Верховным судом о коллекторах заговорила и Генпрокуратура. Вот только в отнюдь не положительном ключе.
Генпрокуратура провела проверки работы коллекторских агентств и кредитных организаций и выявила 3,5 тысячи нарушений закона. Также правоохранительное ведомство отметило в деятельности коллекторов угрозу жизни и здоровью граждан, запугивания и избиения. Генпрокуратура указала и на то, что взыскатели долгов нередко представляются представителями органов государственной власти и так называемыми частными судебными приставами, вводя граждан в заблуждение.
Также зафиксированы случаи, когда коллекторские агентства предлагали гражданам незаконно оформлять на себя кредиты. Например, в Кировской области коллекторы предлагали гражданам, находящимся в сложном материальном положении, оформить на себя заем, чтобы погасить прежние кредиты, обеспечивая их при этом поддельными документами. Таким мошенническим способом были оформлены кредиты на сумму свыше 30 миллионов рублей.
По мнению президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, проблема прежде всего заключается в культуре общения. Например, когда люди хотят получить информацию по своему кредиту, звонят в банк, а им толком ничего объяснить не могут или говорят «читайте договор». Хотя большинство людей кредитный договор понять не могут из-за его слишком бюрократического языка.
Также президент АРБ говорит, что коллекторы, которые в буквальном смысле слова «выбивают» деньги из граждан — не коллекторы, а преступники. Настоящие коллекторы работают по закону и добиваются выплат по кредитам через суд.
Во многом разрешить ситуацию мог бы закон о коллекторской деятельности, в котором чётко было бы прописано, что может, а что не может делать коллектор. Но законопроект уже не один год лежит без дела в Госдуме и о том, чтобы его наконец рассмотреть, даже и речи не идёт. Это вызвало бурную реакцию президента АРБ. «У нас политическая воля ориентирована на демонстрантов, на Pussy Riot. Мы чем угодно занимаемся с таким рвением, но не тем, чем надо», — возмущается Тосунян.