Загородная недвижимость всегда воспринималась как дополнительное жилье, а значит, не относилась к жилым объектам первой необходимости. Вначале покупка квартиры, затем машины и только потом дачи, если останется после покупки жене шубы, — такой алгоритм роста семейного благосостояния поддерживался еще с советского времени.
Соответственно ему происходил и выбор загородной недвижимости. Для большинства граждан это означало покупку земельного участка с последующим медленным возведением построек на нем: вначале строительная бытовка, затем баня, приспособленная под жилье, и только через несколько лет — сам дом.
Покупка загородного дома для постоянного проживания воспринималась как привилегия богатых: бизнесменов, популярных артистов или больших начальников, которым не нужно ехать к 10 утра на работу.
Все изменило совпадение двух тенденций. С одной стороны, развитие технологий позволило обустраивать дистанционную работу для многих профессий. С другой — автомобилизация населения привела к тому, что добираться на машине до работы в центре из спального района Москвы и из
А раз так, то совершенно незачем тесниться в панельной «двушке», дыша испарениями соседнего завода. Тем более что девелоперы соблазняют приобретением по такой же цене комфортного жилья с
Новая волна
В этом году продавцам загородной недвижимости пришлось нелегко. Как отмечает Татьяна Румянцева из «Высоты», активность покупателей была ниже прошлогодней. «В этом смысле этот год похож на
Прежде всего — это стремление покупателей выбрать место с хорошей транспортной доступностью. «Люди стали ставить логистику на первое место», — говорит Ирина Калинина из TWEED. Благодаря этому выросла, например, популярность Куркинского направления, близкого к аэропорту «Шереметьево»: это удобно для тех, кто много путешествует. А Дмитровское направление, всегда любимое за «большую воду», уступило району Истринского водохранилища, до которого удобно добираться скоростной Новорижской трассой.
Вторая тенденция — это переход от покупки участка без подряда к покупке именно дома по критерию, как говорит Калинина, «разумной достаточности». По ее мнению, это дом с рациональной планировкой до 300 кв. м в поселке с организованным бытом и досугом. И хотя участки без подряда, как отмечает Татьяна Шарова из Welhome, до сих пор занимают 70%, ситуация меняется.
Большое значение в изменении ситуации сыграло присоединение новых территорий Москвы, отмечает Алексей Иванов из «Вектор Инвестментс». Мало того, что цены здесь выросли примерно на 10%, так еще выяснилось, что в 30—40-километровой зоне вокруг Москвы есть масса привлекательных для приватизации и застройки земельных участков, находящихся сегодня на балансе министерств и ведомств. А у граждан оказался сломан стереотип жизни в Москве: выяснилось, что можно быть москвичом и жить в собственном доме.
Но самым значительным событием для загородного рынка стало, наверное, то, что банки стали выдавать ипотеку на загородное жилье. «Это в перспективе может изменить облик Подмосковья», — уверен Григорий Алтухов из ФСК «Лидер». Ведь теперь покупка квартиры будет прямо конкурировать с покупкой загородного дома гораздо большей площади.
Мода на мульти
Мотив смены городской квартиры на пригородное жилье появился еще в прошлом сезоне, а в этом году мультиформатные поселки и таунхаусы стали законодателями загородной моды. Такие поселки строятся, как правило, на популярных направлениях: Новорижском, Симферопольском, Каширском (где появилась платная скоростная трасса «Дон»), Киевском. Дороговизну земли девелоперы компенсируют двояким способом.
Первый — это сочетание дорогих домов бизнес-класса и премиального сегмента с таунхасами и малоквартирными домами. Таким образом, удается оживить продажи поселка на первом, самом трудном этапе, а также снизить цену обслуживания для жителей за счет увеличения плотности населения. При этом таунхаусы и малоквартирные дома строятся по периметру поселка, закрывая от владельцев особняков вид на неприглядные дома соседней деревни, например, или шумную трассу. Сами покупатели таунхаусов и квартир тоже не внакладе: они получают за невысокую цену жизнь в поселке высокого класса комфортности и престижности.
Второй способ — это строительство поселков таунхаусов. По словам Александра Дубовенко из Good Wood, в наиболее дорогом поясе до 20 км от МКАД целесообразно строить классические таунхаусы, а вот далее, вплоть до 40 км, можно расширить предложение за счет т.н. дуплексов. Это тоже тауны, только состоящие из двух секций, — в результате их жители получают еще и участок сбоку дома. И если в прошлом году лидировали мультиформатные поселки, то в этом вперед вырвались именно таунхаусы. «Спрос на таунхаусы продолжает расти. Показатель
По мнению Тимура Сайфутдинова из Blackwood, перечисленные тенденции сохранятся и в дальнейшем. «При этом покупатель во всех сегментах остается очень чувствителен к общему бюджету покупки (полной стоимости объекта), а его ценовые ожидания все еще существенно ниже докризисных», — предупреждает эксперт.
Новая урбания
«Спрос на недвижимость в Москве будет всегда, платежеспособный спрос будет колебаться и смещаться в сторону экономичных предложений, т.е. ближе к МКАДу и в Подмосковье», — считает Ирина Мошева из JV RDI Group & Limitless. Тем более что в условиях угрозы девальвации рубля люди привычно спасают сбережения покупкой недвижимости. Новые тенденции лишь подтолкнули эту традицию — и теперь решить квартирный вопрос или инвестировать сбережения могут люди гораздо более низкого достатка, чем раньше. А выход на рынок нового слоя покупателей, в свою очередь, дал старт новому пониманию загородной жизни.
«В последние
Люди устали от давления больших городов, но, уезжая за пределы столиц, хотят сохранить комфортный уровень жизни, добавляет Олег Ховалкин из «Градпроекта». «Самой интересной и значимой тенденцией на рынке является новая урбания, — говорит он. — Это районы, расположенные в небольшой удаленности от столиц, где присутствует вся необходимая инфраструктура, что позволяет жителям работать в непосредственной близости от дома. Зарплаты там могут быть ниже, но это компенсируется за счет более низкой арендной ставки, что позволяет увеличивать работодателям оплату труда, нет транспортных расходов, а также траты на еду или одежду сравнительно ниже, чем в больших городах».
Экономные дачи
Асет Гайрабекова из «ДевиКо» отмечает возрождение спроса в сегменте «суперэконом». «Могу предположить, что этот факт говорит о расширении круга покупателей дачных участков, — говорит она. — Люди, которые все последние годы тратили деньги только на самое необходимое, сегодня приобрели некоторые сбережения и готовы приобретать землю, чтобы впоследствии построить там дачу».
При этом новые покупатели расширяют и географию дачной жизни. «Сейчас коттеджные поселки продаются и в
А девелоперы учуяли еще одну тенденцию — покупку дачи как собственного курорта. «В этом году повышенным спросом у девелоперов загородной недвижимости пользуются земли, расположенные в прибрежной зоне курорта Селигер в Тверской области», — отмечает Антон Белобжеский из DTI Property Management. Около 10% застройщиков собираются реализовать собственные рекреационные проекты, отмечает он. Остальное будет выведено на рынок уже в следующем сезоне. Особенно популярно строительство коттеджей бизнес-класса с сопутствующей инфраструктурой, которые владельцы в дальнейшем планируют сдавать в аренду. «Зона Селигера всегда пользовалась популярностью у жителей столицы, но за последние три года привлекательность этого курорта еще больше выросла, иметь поместье на Селигере стало модно», — говорит эксперт.
А вот количество элитных поселков продолжает сокращаться, отмечает Ирина Рогачева из Capital Group. По ее мнению, это уже среднесрочная, если не долгосрочная тенденция. «Загородный сегмент уверенно движется в сторону доступного коттеджного строительства, возрастает количество заявленных мультиформатных проектов, в рамках которых предлагаются как участки без подряда, так и коттеджи или таунхаусы», — резюмирует эксперт.
В общем, хотели доступное жилье? Получите. И всего в получасе езды от МКАД.