Как известно, 25 апреля Госдума приняла Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Документ резко повысил степень защищенности российского туриста за рубежом. В частности, страховая сумма увеличена до 1 млн. руб. Но речь сейчас не о ней, а о форс-мажоре: стихийные бедствия, народные волнения, террористические акты, революции. Опыт — особенно череда революций «арабской весны» 2011 года — показывает, что наш соотечественник в такой ситуации оказаться вполне может.
Страховые компании от подобных обстоятельств не страхуют. Ранее турист мог обращаться в суд с иском к туроператору и турагентству. Суд решал, кто и в какой пропорции должен платить компенсацию за нанесенный форс-мажором ущерб. Мог и отказать в выплате, поскольку юридической основы для нее, строго говоря, не было.
Теперь она появилась. Для экстренной помощи туристу, попавшему в беду в чужой стране, новый закон предписывает создать компенсационный фонд. Согласно документу, все предприятия, занимающиеся выездным туризмом, должны быть членами профобъединений (наиболее крупным из них сегодня является РСТ — Российский союз туриндустрии). Компенсационный фонд будет сформирован профобъединениями из взносов участников.
Но пострадавшему, например, от революции туристу не нужно будет обивать пороги судов или профобъединений. Достаточно обратиться к туроператору, с помощью которого осуществлялся выезд. Нужно запастись справкой от МИДа о том, что он объявил, что в данной стране происходят, например, «народные волнения», или по иной причине не рекомендовал ее посещать. По закону туроператор должен заплатить в течение месяца, а его дальнейшие расчеты с профобъединением туриста не касаются. Если туроператор не платит, нужно жаловаться в профобъединение или обращаться в суд.
Именно таков будет порядок, как разъяснил на этой неделе Ростуризм. Для участников рынка это стало неприятным сюрпризом. Ведь компенсационный фонд придется увеличивать. Сначала он мыслился как средства на экстренную помощь и эвакуацию туриста из проблемной страны. Но Ростуризм разъяснил, что помимо этого средства, потраченные на отдых, должны быть возвращены туристу в полном объеме. Кроме того, из фонда должна быть выплачена компенсация за имущество туриста, пострадавшее или уничтоженное в форс-мажорных обстоятельствах. Ущерб здоровью покроет страховка, но потеря имущества компенсируется из фонда.
Защитить туроператора
Закон и разъяснения к нему, очевидно, направлены на защиту интересов гражданина. После скандалов с банкротством туроператоров в начале года выяснилось, что граждане нуждаются в защите и власть их защитила. Но не перегнули ли палку? Обвинения в адрес турбизнеса во многом заслуженны, но это не означает, что его нужно уничтожать. Предприниматели постараются переложить увеличение выплаты на плечи потребителя: уже подняли цены. Это грозит сужением рынка, сокращением числа туристов и новыми банкротствами.
Да и с безопасностью не все так просто. Одно дело поехать «дикарем» в цивилизованную Европу или Китай, где законодательство обязывает местную полицию помогать приезжим и даже компенсировать мелкие неурядицы. Совсем иначе выглядит ситуация, когда турист, напуганный высокими ценами, решит самостоятельно отправиться в экзотическую страну и попадет там в беду. Например, окажется свидетелем местной революции и гражданской войны.
Так, летом нынешнего года российские байкеры были арестованы в Ираке и чуть не загремели в тюрьму надолго за якобы шпионаж. Для их освобождения МИД РФ приложил серьезные усилия и — хвала ему — добился успеха. Но мотоциклы конфискованы, и компенсировать их стоимость (а это сотни тысяч долларов — байкеры ездят на непростой технике) никто не собирается. Компенсационный фонд тоже не поможет, поскольку люди путешествовали самостоятельно.
Единственным способом снижения издержек на выплаты из компенсационного фонда в форс-мажорных обстоятельствах является регрессивный иск к правительству страны, допустившей, например, революцию. И не нужно думать, что у подобных исков нет перспективы. Например, в 2011 году Таиланд добровольно выплатил всем пострадавшим от народных волнений 2010 года компенсацию в общем объеме $2 млрд. К сожалению, из российских турагентств ее смогли получить немногие. Потому что выплаты требовали специальной процедуры (аккредитации), которую без дипломатов провести было сложно, а они, что называется, не подсуетились.
Это не первый прецедент такого рода. Дипломатическая работа по защите интересов российского туристического бизнеса за рубежом должна вестись постоянно, а не когда стрелять начинают. Нашими гражданами являются не только туристы, но и бизнесмены в турагентствах, и их интересы тоже нужно уметь защищать. Вожди революций могут придерживаться сколь угодно радикальной идеологии, но Россия — не та страна, с которой можно долго разговаривать по законам революционной целесообразности. А привозимая туристами валюта нужна всем, и это является хорошей основой для юридического компромисса.