ФАС играет с углем

Антрацит и кокс стали биржевым товаром

Правительство РФ по инициативе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) утвердило распоряжение, включающее уголь в перечень биржевых товаров. С 20 июля все производители угля, реализовавшие более 1 млн. тонн этого товара, обязаны регистрировать все внебиржевые сделки с углем на российских товарных биржах. К биржевым торгам допущен каменный и коксующийся уголь.

Антрацит и кокс стали биржевым товаром

Биржевая торговля нефтью, углем, электроэнергией и даже трафиком мобильной связи — давняя идея ФАС. Ведомство отстаивает ее неуклонно и уже многого добилось. Например, 20% всей нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке реализуется исключительно через биржу. Теперь плотно взялись за уголь.

3 августа правительство утвердило документы, подготовленные ФАС. Не стоит обращать внимание на «заднее число» — разницу между 20 июля и 3 августа: когда запускается биржевой механизм, история торгов всегда берется с отступом. Еще хорошо, что не с 1 января!

С точки зрения рыночной экономики идея биржи правильная. Только биржа позволяет грамотно определить рыночную цену товара как соотношение между спросом и предложением. Для антимонопольной службы ответ на вопрос «что такое рыночная цена?» крайне важен.

Скажем, взлетели даже не по всей России, а в каком-то регионе цены на бензин на 20% — ФАС, выполняя свои обязанности, тут же обвиняет монополистов в ценовом сговоре и налагает огромный штраф (до 5% от оборота). В ответ региональные монополисты подают в суд с криком: «Мы не виноваты, изменилась рыночная цена на бензин!» И начинается серьезный и кропотливый процесс доказательства сговора.

Мало того что судебный процесс долог (а значит, монополисты как минимум несколько месяцев пользуются незаконно полученной сверхприбылью), он технически труден. Если все сделки идут вне биржи, как определить рыночную цену? У ФАС сильные юристы, они умеют доказывать сговор и в среднем выигрывают 4 процесса из 5 и даже больше. Но для этого команду московских юристов нужно высадить в регион (суд проходит там). Например, в Бурятию или на Дальний Восток, на Камчатку. Командировки туда стоят ого-го! А бюджет у ФАС не резиновый.

Но дело не только в ФАС. Команда юристов содержится на средства налогоплательщиков. Их можно было бы сильно сэкономить, если вместо траты усилий юристов ФАС на изучение многотомной истории сделок они могли бы предъявить суду единственную справку: «биржевая цена на товар в указанный период такая-то».

К сожалению, за 20 лет рыночной экономики в России об этом можно только мечтать. Нефть, уголь и многие другие товары отнюдь не стали в стране рыночными, хотя ФАС загоняет их на биржу буквально палкой. Помимо естественного нежелания монополистов терять сверхприбыли, у российского механизма товарных бирж есть существенный внутренний недостаток, который может погубить благое дело. Скажем, углем будут торговать три площадки: ОАО «МФБ», ЗАО «СПбМТСБ» и ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург». Нефтью и нефтепродуктами торгуют на них же. Но ни у одной площадки нет складов и товарных запасов.

Фактически идет торговля воздухом, ордерами на поставку товара. Но, как гласит американская биржевая пословица, «ордер на шляпу — не шляпа». Например, Чикагская биржа нефтепродуктов — это огромные, занимающие несколько гектаров емкости-танки. Что позволяет торговать контрактами с немедленной поставкой. На российских биржах этого нет и вряд ли в ближайшие 10 лет будет (слишком дорого). Так что ФАС стране угля дает. Несуществующего и мало.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру