Заседание, впрочем, началось с выделения дополнительной помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. На строительство жилья и расчистку рек решено дать еще 4,5 млрд. рублей. Однако чтобы российские населенные пункты перестали страдать от наводнений, требуется еще немало миллиардов, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Ведь в России 7 тысяч горных рек, берега которых надо укреплять. Сейчас денег на борьбу с паводками выделяется крайне мало, сказал чиновник: по 26 млн. рублей в среднем на регион. А ведь только одному Крымску нужно 720 млн.!
Кабмин повздыхал, но денег было не обещано, так что населенные пункты так и останутся незащищенными от наводнений.
Да и где брать деньги, если бюджет не резиновый, а запасы нефти кончаются? Эта мысль стала лейтмотивом обсуждения второго вопроса из повестки. Он касался программы освоения шельфа Арктики до 2030 года.
Именно здесь может содержаться около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, для затравки сообщил Медведев. Но пока Россия мало что делает, чтобы извлечь эти богатства. Если Норвегия на своей арктической территории уже открыла 44 месторождения, то мы — только четыре, прибавил глава Минприроды Сергей Донской. Мы начали исследовать запасы Арктики одними из первых, однако отстали от всех — даже от Бразилии. «Нашим компаниям не хватает инфраструктуры, технологий», — сообщил министр.
Сейчас законодательство разрешает работать на российском шельфе только госкомпаниям, имеющим опыт такой работы более пяти лет. Таким требованиям соответствуют только «Газпром» или «Роснефть». Однако они не справляются. Поэтому идея Минприроды — допуск в российскую часть шельфа частников.
— Проблемы Арктики не решить за счет бюджета, нужно привлекать частный капитал, — согласился премьер. Также он одобрил и «приманку» для инвесторов, которую задумало Минприроды, а именно — льготный налоговый режим для геологоразведки.
— Эта тема у нас убитая, — пояснил ДАМ. — Она убита не только по отношению к шельфу — на шельфе никогда ничего нормально не велось, но и вообще в масштабах страны. И пока те стимулы, которые существуют, не действуют.
Благодаря программе Россия планирует увеличить добычу нефти к 2030 году на шельфе в 5 раз, газа — в 4 раза. Прямой и косвенный экономический эффект от реализации программы при этом составит 9,1 трлн. рублей.
Если, конечно, планы не обрушит предсказанная премьером «энергетическая революция».