Стоит отметить, что до сегодняшнего дня в России не было никаких ограничений на рекламу алкоголя в Интернете, в то время как в печатных изданиях продвигать спиртную продукцию нельзя было только с первых и последних полос.
Исключения составляли СМИ, ориентированные на детей и подростков, где рекламировать напитки с градусом нельзя было в принципе. Один из авторов закона, депутат-единоросс Вячеслав Тимченко, на достигнутом останавливаться не собирается. На днях он заявил, что в ближайшем будущем запрет на рекламу алкоголя необходимо сделать полным, а всю спиртсодержащую продукцию следует продавать исключительно в специализированных магазинах, куда будут пускать только совершеннолетних покупателей. Тем не менее авторы документа заботливо предусмотрели отсрочку для печатных СМИ, чтобы те успели до конца года выполнить свои обязательства по заключенным рекламным контрактам с производителями. При этом никаких отсрочек для электронных СМИ в тексте законопроекта не оказалось. На это недоразумение еще 10 июля в своем открытом письме к президенту обращал внимание Союз российских пивоваров. Эксперты отметили, что «в отличие от наружной рекламы и рекламы на телевидении в Интернете возможно отслеживание параметров аудитории, что позволяет с большей вероятностью исключить из коммуникаций несовершеннолетних».
Действительно, развитие так называемой адресной рекламы в Сети с каждым годом только совершенствуется. Большинство крупных поисковиков и социальных сетей анализирует запросы и просматриваемые страницы конкретного пользователя, предлагая ему в качестве сопроводительной рекламы те товары, в которых он действительно может быть заинтересован.
Поэтому реклама алкоголя может попасться на глаза ребенку лишь в том случае, если он сам в ней «будет нуждаться». Но это уже, как говорится, вопрос воспитания.
Сами производители особых переживаний по поводу введения запрета не испытывают. Так, в беседе с корреспондентом «МК» представитель одной из крупнейших пивоваренных компаний России заявил, что их рекламный бюджет на этот год уже был рассчитан, исходя из грядущих изменений в законодательстве, а дальнейшее продвижение продукции планируется осуществлять с помощью промо-акций и других стимулирующих мероприятий, которые можно будет проводить в стационарных торговых объектах.
ЭКСПЕРТ «МК»:
Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз:
Реклама алкогольной продукции лишь способствует конкуренции. Нет ни одной социально-экономической причины, которая могла бы привести к снижению потребления алкоголя. В прошлом году потребление выросло на