В других странах еще не поняли преимуществ решения любого вопроса по вертикали, идущей сверху вниз. Поэтому у недалеких «америкосов» ОТВ построено противоположно тому, как оно замышляется в России, — у них оно выросло снизу вверх. Финансовое участие государства минимально, организационного нет вообще. Самодеятельность, да и только.
Жизнь без казенной халявы
Лос-анджелесская станция общественного телевидения KCET (Community Educational Television — Муниципальное образовательное телевидение) появилась на свет в 1970 году; тогда же этот локальный телеканал стал одним из десятков соучредителей Службы общественного вещания — Public Broadcasting Service (PBS), которая является национальным общественным телевидением США. А в конце 2010 года компания KCET пришла к выводу, что дальнейшее участие в PBS не соответствует ее интересам, и покинула ее ряды. В основе этого решения лежали, как заявило руководство KCET, «неразрешимые финансовые и программные разногласия» с общенациональной сетью PBS.
В районе Лос-Анджелеса (я работал там несколько лет) действует великое множество общественных телестанций «деревенского значения» — в каждом маленьком городке есть какое-то свое вещание. Присущие большому ТВ статус и пафос там не ночевали — приходишь в студию и видишь: для съемки всех программ и сюжетов есть только одна выгородка и две камеры. Задники (фоны) — виртуальные, «с картинок». Один оператор, один корреспондент и еще один — видеомонтажер, звукорежиссер и видеоинженер в едином лице. Так или примерно так выглядят материальная часть и кадровые ресурсы многих станций ОТВ в Южной Калифорнии, да и в других районах страны.
Каждое местное ОТВ решает проблему финансирования по-своему: кому-то помогает местный университет, кто-то работает в тандеме с местной газетой, есть масса других вариантов, и все при этом пользуются частными пожертвованиями, грантами и членскими взносами рядовых граждан. Государственная помощь составляет небольшую часть бюджета ОТВ и в местном, и в общеамериканском масштабе. Есть еще спонсорство, которое можно назвать рекламой, но с очень существенными ограничениями — подробнее поговорим об этом ниже.
Вот пример из той же Южной Калифорнии. Станция KLCS является членом PBS, но при этом ее хозяин — Лос-анджелесский объединенный школьный округ. В эфире KLCS позиционирует себя как «образовательная станция для всех поколений». Соответственно, все поколения, а не только малолетние иждивенцы-учащиеся, могут внести свой денежный вклад в благосостояние местного общественного ТВ. И вносят. Это телевидение активно смотрят: KLCS по количеству зрителей занимает пятое место среди всех местных станций ОТВ в Соединенных Штатах. Да и в Лос-Анджелесе с окрестностями живет очень немало состоятельных людей, есть кому жертвовать деньги на благое дело.
С экрана можно призывать, но не продавать
Если очень грубо и приблизительно разрезать финансовый «пирог» общественного телевидения США на составляющие его куски, картина получится такая:
Слово «реклама», впрочем, на ОТВ табу: речь может идти только о спонсорстве. Отличие одного от другого заключается в следующем: спонсорские объявления на общественном телевидении могут только информировать о том, что «данная программа стала возможной благодаря спонсорской поддержке» такой-то компании, и о том, что эта компания под таким-то лозунгом творит добро для миллионов людей. Но говорить о том, что данная компания предлагает купить у нее такой-то товар по такой-то цене, что вам надо прийти в магазин по такому-то адресу и т. п., нельзя.
Стандартная картина на любом канале общественного телевидения в Америке — в перерыве между двумя телепередачами ведущий призывает жертвовать деньги: «Если вам нравится то, что вы смотрите, помогите нам сохранить для вас это ценное программирование». Он или она красноречиво рассказывает о тех замечательных программах, которые уже были на этом канале, и о тех, которые появятся в эфире в ближайшее время. Разъясняет, что можно позвонить и пожертвовать деньги по телефону, который вы видите на экране, а вам за это вышлют футболку, картуз, брелок или кружку с символикой PBS. Или можете послать чек по такому-то адресу. Или пойдите на сайт PBS в Интернете, кликните на такую-то кнопку и внесите свою лепту там, во Всемирной Сети. На вас, мол, все держится — не думайте, что нас кормит государство, оно дает мало, и с каждым годом все меньше.
И это правда. Особенно свирепствуют в этом отношении республиканцы — сторонники «бюджетного консерватизма». Они имеют большинство в палате представителей Конгресса США, но их попытки урезать ассигнования на общественное ТВ и радио (PBS и NPR) наталкиваются на противодействие Сената и Белого дома, которые находятся под контролем демократов. Поэтому выделенные Конгрессом ассигнования (они распределяются через государственную корпорацию общественного вещания) практически соответствуют или близки к запрашиваемой сумме. На 2012 финансовый год на общественное вещание было выделено $444,1 млн., на
ТВ свободного доступа
Каковы отношения между 354 местными станциями ОТВ, входящими в PBS, и центральным общественным телевидением? Обе стороны платят друг другу. PBS (его штаб-квартира находится рядом с Вашингтоном — в Арлингтоне, штат Вирджиния) закупает программы и у внешних поставщиков, и у «своих»: например, новостные программы поставляют такие станции ОТВ, как WETA-TV (Вашингтон), WNET (Нью-Йорк) и WPBT (Майами), а научно-популярные, образовательные, детские передачи чаще всего приходят из Бостона, от тамошней общественной телестанции WGBH.
Покупая у производителя его продукт, PBS получает исключительные права на распространение этих программ через телевидение; у производителя остается право выпускать книги, DVD и др. Далее PBS предлагает программы сотрудничающим местным станциям ОТВ, и они платят за приобретаемые телепередачи. Эта модель в корне отличается от взаимоотношений коммерческих телекомпаний со своими «отпрысками» на местах: CBS, ABC, NBC, Fox предоставляют своим местным станциям программирование в обмен на эфирное время.
А еще в Америке есть совсем другое негосударственное — то есть, по сути, тоже общественное — телевидение: оно называется «телевидение публичного доступа». С 1972 года Федеральная комиссия по коммуникациям требует от кабельных компаний (Cablevision, Time Warner Cable, Comcast и др.), чтобы они выделяли несколько свободных каналов... всем желающим. Желающими могут быть муниципальные органы власти, учебные заведения или просто граждане, желающие «самовыражаться в эфире» (выражаться, конечно, они должны в рамках закона и приличий). Это требование касается любого рынка, где кабельный дистрибьютор имеет 3500 или более подписчиков (из числа 100 приоритетных рынков, внесенных в перечень Федеральной комиссии). Кабельный провайдер обязан выделить местной общественности не менее четырех бесплатных каналов плюс оборудованную студию для записи программ.
Как правило, каналы публичного доступа вещают о своем, сугубо местном. Школа — о родительском собрании, мэрия — о прошедшем заседании, группа товарищей — о своем начинании. Но это не всегда и не везде так. Каналы публичного доступа чрезвычайно разнятся как по объему вещания, так и по содержанию передач — от чисто местного контента до попурри из местных, региональных, общенациональных и даже международных программ. Канал твой — сколько купишь или произведешь программ, столько и покажешь. А вот продавать эфирное время, которое тебе дали задаром, ты не можешь.
Бывает, что в какой-то кабельной сети свободных каналов не четыре, а вдвое больше. Бывает, что свободный канал хочет получить не общественность, а коммерческая компания, чтобы через него делать деньги. Что же, делай, но вначале заплати за эфирное время. Коммерческие отношения работают в обе стороны.
...Ну а об общественном радио поговорим в другой раз, когда о нем вспомнят в Кремле.
Илья Бараникас, США.