Сначала было обнародовано заявление Министерства труда США о том, что за прошедший май месяц безработица в стране не рассосалась, а выросла с 8,1% до 8,2%. В тот же день американский «наркомстат» сообщил, что экономический рост за первый квартал текущего года составил не 2,2%, что уже само по себе мизер, а 1,9%. Наконец, «черная пятница» накрыла и Уолл-стрит. Цены на акции на всех биржах упали более чем на 2%.
Обитатели Белого дома могли укрыться за его надежными стенами от торнадо. Но перед финансово-экономическим тайфуном они оказались беззащитными. Президент Барак Обама был бессилен что-либо предпринять. Он оказался на милости сил, от него не зависящих. Это финансовый кризис — евро в Европе, замедление темпов развития и дальнейшая девальвация юаня в Китае. Конгресс США, где республиканское большинство, саботирует все усилия Обамы спасти экономику. У республиканского большинства лишь одна цель — выгнать из Белого дома Обаму и поэтому оно действует по принципу «чем хуже, чем лучше».
Бессилие Белого дома признают многие эксперты. Так, например, Алан Ауэрбах, экономист Калифорнийского университета в Беркли, заявляет: «Откровенно говоря, я не вижу, что может предпринять сейчас президент Обама». Ему вторит Чарльз Каломарис, профессор экономики Колумбийской школы бизнеса. Он говорит: «Нет ничего такого, что могли бы предпринять сейчас Соединенные Штаты для улучшения экономического положения страны». Обама, конечно, предпринимает отчаянные усилия остановить торнадо, надвигающееся и на страну, и на его перспективы быть переизбранным президентом. Он имел беседы по видеотелефону с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Олландом и премьером Италии Марио Монти. В разговоре со своими собеседниками Обама подчеркивал, что события в Европе больно отзываются в Соединенных Штатах. Обама обещал европейцам помощь, но исключительно в области «идей и уроков».
Однако Германии не улыбаются ни идеи, ни уроки Белого дома. Германия не хочет поддержать в финансовом отношении банкротящиеся страны Европы, входящие в объединение евро. Канцлер Меркель опасается, что если она перестанет «скупиться», то у Берлина в очередь выстроятся и другие страны и их банки, дышащие на ладан. Как говорит профессор международной политики Свободного университета в Берлине Томас Риссе «немцы не думают, что американцы могут что-либо предложить им существенного, что могло бы помочь Европе избежать кризис евро. Все думают лишь о шансах Обамы быть переизбранным». Дело в том, что после того, как Соединенные Штаты заявили, что они больше не будут увеличивать свой вклад в Международный валютный фонд, их влияние в Европе пошло на убыль. Впрочем, даже сам Международный валютный фонд тоже теряет влияние. Как замечает профессор Пенсильванского университета Франклин Аллен «создается впечатление, что в данный момент все решения принимаются в Берлине».
Пока в Вашингтоне бушевал торнадо, Обама бушевал в городе моего пребывания Миннеаполисе, где он выступил перед сотрудниками и рабочими «Хонивелл Интернешенл». В своем выступлении Обама признал, что не может полностью контролировать происходящее «в других частях света». Но дело в том, что из его рук ускользает контроль и над событиями внутри страны. Слушая президента Обаму, я одним глазом наблюдал за кадрами телевидения, где красная стрелка динамики индексов Доу-Джонса катастрофически двигалась вниз. Пятница «слизала» всё то, что наросло на американские финансы в 2012 году.
Политика является концентрированным выражением экономики, говорил Ленин, теоретическим наследием которого мы пренебрегаем и которой сейчас еще живет только в американских университетах. И в самом деле экономические беды, обрушившиеся на Соединенные Штаты, резко меняют ситуацию в предвыборной президентской гонке. Республиканцы саботируют в Конгрессе все усилия Обамы хотя бы затормозить сталкивание Соединенных Штатов к рецессии. Для них самое главное избрать президентом Митта Ромни и захватить контроль за обеими палатами Конгресса.
Экономика всё больше становится ахиллесовой пятой президента Обамы. Она не позволяет ему вести предвыборную борьбу, опираясь на свои достижения. Как пишет в «Нью-Йорк тайм мэгэзин» Джон Фейлман «кандидат надежды в 2008 году становится кандидатом страха в 2012 году». Это обстоятельство сильно тревожит Обаму, как великолепного полемиста и оратора. Демократ Эд Ренделл пишет «самый лучший коммуникатор в истории президентских кампаний потерял связь с массами». И наконец последняя цитата. Как известно, до самого последнего времени экс-президент Клинтон поддерживал президента Обаму. Но вот выступая в воскресенье по телеканалу CNN, он «телеграфным» способом дал понять, что Обама легковес и что все-таки было бы лучше, если бы президентом США была его супруга. Явно в противоречие тому, что утверждает Обама, критикующий результаты и опыт Ромни как бизнесмена, Клинтон заявил, что результаты работы Ромни в компании «Беин» можно охарактеризовать как «блестящие».
Торнадо, который обещала метеослужба Вашингтону в прошлую пятницу, пронеслось мимо. Этого никак не скажешь о цунами в экономике и тайфуне в финансах Соединенных Штатов.
Мэлор Стуруа, Миннеаполис.