Конечно, сейчас не 1998 год. И даже не
За последние годы бюджетные расходы стремительно росли — причем быстрее всего по вполне предсказуемым статьям. Самые значительные прибавки из федерального бюджета получили оборонное ведомство (прирост на 893 млрд. рублей, или на 93%, за
Таким образом, оказывается, что в федеральном бюджете около 35% всех расходов — это расходы на нужды путинских лоялистов (военных, «правоохранителей» и чиновников), а в доходах граждан не менее 40% — выплаты пособий или иных доходов, поступающих непосредственно от государства. Эти расходы вряд ли могут быть урезаны: офицеру трудно объяснить, почему его зарплата, за повышение которой он голосовал 4 марта, сейчас должна сократиться, а пенсионерке — почему ей придется получать меньшую пенсию (особенно сложно это станет после 1 июля, когда резко поднимутся цены на газ, бензин и услуги ЖКХ, «замороженные» с начала года). Таким образом, возможности классического секвестра сейчас политически ограничены. Даже если принести в жертву все правительство во главе с Дмитрием Медведевым, народ все равно «не поймет».
Однако деньги не появляются из ниоткуда. В 2008 году среднегодовая цена российской нефти составляла $94,6/баррель. В
Но ситуация на внешних рынках ухудшается, и это требует от правительства решительных действий. Собственно говоря, именно их мы и видим в последние дни. Цена на нефть Urals на мировом рынке за май снизилась с $113,1 до $98,7/баррель, или на 12,7%, а доллар в России за тот же срок подорожал с 29,5 руб./$ до 33,9 руб./$, или на 14,9%. Эксперты Минфина подчеркивают, что снижение цены нефти на $1/баррель лишает российский бюджет 55 млрд. рублей. Однако повышение курса доллара на 1 руб./$ дает ему прибавку приблизительно в 170 млрд. рублей (расчет тут довольно простой — правительство указывает сумму «нефтегазовых доходов» в бюджете-2012 в 5,57 трлн. рублей; доходы эти поступают в долларовой форме, а рост курса доллара на 1 рубль означает увеличение поступающей массы рублей почти на 3%).
Таким образом, прямые потери бюджета при неизменном курсе составили бы около 800 млрд. рублей, но снижение курса рубля скомпенсировало большую часть этой суммы
Происходящее в последние дни — подтверждение возросшего профессионализма (и в этих словах нет никакой иронии) российских властей. Они понимают, что бюджет и его выполнение прочно связаны с состоянием мировых рынков, угроза обвала на которых в сложившейся ситуации вполне реальна. Они также отдают себе отчет в том, что население во все большей степени сидит на государственной «игле»: сейчас не только доля пенсий и пособий в доходах (18,2%) достигла исторического максимума, но и доля доходов от предпринимательской деятельности (9,7%) — минимального значения за постсоветский период. Поэтому секвестр по-чубайсовски сейчас невозможен — тем более что в обществе давно уже нет никаких внесистемных сил, на которые можно было бы свалить ответственность за происшедшее.
Однако остается другая опция: постепенная девальвация рубля — причем не для раскручивания инфляции (она в условиях стагнирующего производства и сложностей со сбытом не проявится слишком быстро), а для увеличения рублевой массы бюджетных доходов. Если нефть не хочет дорожать в долларах, она по крайней мере не должна дешеветь в рублях — вот принцип, который исповедует власть. И если добиться первого она не в состоянии никакими своими внешнеполитическими кульбитами, то обеспечить последнее может практически без труда. Что, собственно, уже делает.