Росстат опубликовал данные по объему фальсификаций элитных алкогольных напитков. В 2011 году объем реализации фальсифицированного виски и рома несколько сократился, но все равно остался на высоком уровне: ввезли 3,33 млн. дал, продали 4,75 млн. дал. В 2010 году объем фальшивок превысил объем оригинальных напитков, ввезенных в Россию, — 4,2 млн. дал против 2 млн. дал. Т.е. каждая вторая бутылка элитного алкоголя была фальшивой. В 2011 году — каждая третья (29,9%), сообщает ряд СМИ.
По мнению директора Центра исследования федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза, данные статистики касаются только бутилированной продукции, реализуемой через легальные каналы сбыта. «Но ведь никто не считал, сколько продается через сомнительные интернет-магазины в не менее сомнительных
Чтобы не стать жертвой недобросовестных предпринимателей, специалисты советуют по возможности приобретать импортный алкоголь в крупных супермаркетах повышенного класса обслуживания, так как такие ритейлеры, как правило, работают напрямую с зарубежными поставщиками. Выбирать при этом лучше по возможности более редкие бренды, так как подделывают в первую очередь наиболее ходовые марки.
Понятно, что пользоваться услугами элитных супермаркетов может себе позволить далеко не каждый. Поэтому, покупая алкоголь в магазинах шаговой доступности и сетевом ритейле, ориентированном на потребителя среднего достатка, нужно проявлять особую внимательность и осторожность. В Москве на защите интересов покупателя стоит правительственный департамент торговли и услуг столицы. Специалисты ведомства не раз пресекали незаконную деятельность продавцов алкоголя. Так, в конце апреля Московский арбитражный суд признал законным решение департамента об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции мелкорозничному магазину, зарегистрированному под названием ООО «Чайка», который ранее обратился в столичное правительство за этим разрешением. Департаментом была проведена внеплановая выездная проверка магазина, в ходе которой было установлено, что объект лицензирования находится в месте, где розничная продажа алкогольной продукции не допускается, а именно: расстояние от входа в магазин до входа в детскую школу танцев составляет 22 метра, что является прямым нарушением действующего законодательства.
Понятно, что этот единичный случай, связанный с действиями недобросовестного предпринимателя, — капля в море московского рынка ритейла. Однако в послужном списке столичного департамента числятся и весьма серьезные и популярные «клиенты». Так, по результатам проверки, проведенной в начале мая, специалисты ведомства обнаружили нарушения в процессе реализации спиртных напитков в магазинах «Пятерочка», входящих в состав холдинга X5 Retail Group.
На официальном сайте Департамента торговли и услуг г. Москвы регулярно публикуется информация о результатах проводимых проверок соблюдения лицензионных требований. Так, в сети магазинов «Пятерочка» (ООО «Агроаспект») было проверено 39 магазинов.
В ходе контрольных мероприятий установлено:
1. Три объекта ООО «Агроаспект», имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, находятся в месте, где розничная продажа алкогольной продукции не допускается (в зоне запретов и ограничений).
2. На одном объекте ООО «Агроаспект» на реализации находилась алкогольная продукция без маркировки акцизными марками установленного образца.
Кроме того, из 39 проверенных объектов сети магазинов «Пятерочка» в 37 наблюдается отсутствие на месте продажи товаросопроводительных документов и сертификатов соответствия на алкогольную продукцию, в 30 — отсутствие правоустанавливающих документов на занимаемое помещение.
По результатам ранее проведенных проверок управлением за отчетный период подготовлены два заключения об аннулировании лицензии.
По действующему законодательству после проверки департамента у руководства торговой сети в запасе есть три дня для того, чтобы представить московскому правительству необходимые документы.
Юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Мария Свиридова в беседе с корреспондентом «МК» отметила следующую тенденцию: потребитель идет в крупные сетевые магазины в надежде, что хотя бы там есть какая-то защита от фальсификатов, но, как показывает проверка, зря он доверяется сетевикам. «Если проверки показывают подобные результаты, получается, что ни один потребитель не застрахован от контрафактов. В данной ситуации необходимо в том числе и крупные сети привлекать к ответственности вплоть до закрытия. Подобная продукция угрожает безопасности здоровья граждан, поскольку неизвестно, где и как она была произведена», — считает эксперт.