Депутаты желают перераспределения полномочий. По их мнению, многие федеральные целевые программы, подготовленные правительством, не имеют проектно-сметной документации и являются сырыми. То же самое касается и законопроектов. "Парламент, фактически, передал почти все бюджетные полномочия Минфину. Это очень удобно—и для правительства и для парламента. Но бюджетный процесс не должен строится на принципах удобства«,—заявил Андрей Макаров.
Второй момент: контроль исполнения бюджетных расходов. Не просто довести средства до бюджетополучателей, но и проконтролировать их эффективное расходование. Через механизм жалоб населения депутатам на местах.
Для того, чтобы навести порядок в бюджетных расчетах, Комитет по бюджету Госдумы предлагает ввести жестко законодательно закрепленное бюджетное правило. Например, резервный фонд в 7% ВВП, что позволяет иметь «подушку безопасности» на срок от 2,5 до
Парламент оказывается консервативней правительства в деле сбалансированности бюджета. Например, в деле расчета средней цены на нефть. Напомним, что 15 мая, выступая в Госдуме, министр финансов Антон Силуанов заявил, что ведомство хочет вместо среднегодовой цены на нефть в $100 за баррель Минфин хочет пересчитать бюджет текущего года по $115 за баррель. "Для меня расчет бюджета по $115 за баррель—это недопустимый риск«,—опасается Андрей Макаров. Обосновывает тем, что за первые четыре месяца 2012 года средняя цена на нефть была $116,9 за баррель, что совсем ненамного выше предлагаемого Минфином. А цена на нефть на 24 мая: $106,22 за баррель.
Депутаты хотят законодательно закрепить механизм расчета средней цены на нефть. Либо брать среднюю за 10 лет, либо за 3 года (как хочет Минэкономразвития). Если будут принята
Депутаты также возражают правительству в деле налоговой реформы. По мнению Комитета по бюджету и налогам Госдумы необходимо сделать налоговую систему предсказуемой. В частности, запретить повышение налогов без обсуждения их на парламентских слушаниях. Также Андрей Макаров считает, что «не нужно переносить в налоговую сферу собственные представления о справедливости». То есть, вводить налог на роскошь и прогрессивную шкалу налогообложения. Но и снижать налоги в данной экономической ситуации нельзя. Фактически, налоговый маневр, предложенный властью, предлагается отменить.
Поправки в Бюджетный кодекс предлагается внести до конца мая. С тем, чтобы до 1 октября они были приняты и бюджет 2013 года принимался уже по новым правилам.