«Значительные объемы долговых обязательств с наступающими сроками погашения и новые потребности в финансировании в ближайшие пять лет (S&P оценивает их на уровне 43-46 трлн долл.), равно как и быстро меняющийся геополитический климат, обуславливающий нестабильность на финансовых рынках, создают риск возникновения ситуации „идеального шторма“ на мировых кредитных рынках», — говорится в докладе S&P.
В агентстве отмечают, что для рефинансирования кредитов и облигаций с наступающими сроками погашения, выпущенных до кризиса, компаниям и другим заемщикам Еврозоны, Великобритании, США, Китая и Японии необходимо 30 трлн долларов (долг европейских компаний составляет около 30%). Кроме того, понадобится еще
Правительства и центральные банки, по мнению экспертов агентства, обладают меньшей фискальной и монетарной гибкостью, которая позволила бы им предотвратить возникающие в случае будущей турбулентности на рынке серьезные проблемы.
С точки зрения кредитоспособности, положение «нефинансовых корпоративных заемщиков», то есть бизнеса (не включая банки), по мнению S&P, не такое плачевное. Впрочем и у предпринимателей намечаются трудности с рефинансированием, в связи с возможным ухудшением положения банкиров.
Так или иначе, «развитие событий по сценарию „идеального шторма“ может привести к перебоям с финансированием даже для заемщиков с не очень высоким уровнем долга», — опасаются эксперты.
В эту группу риска, к слову, попадает и Россия. Хотя уровень внешнего госдолга у нашей страны не так велик, — 10% ВВП, — в госкорпорациях уверенности меньше. Они задолжали западным контрагентам до 15% российского ВВП. Итого: все 25%.
В данном случае простая операция сложения всех долгов просто запутывает, — считает руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара Сергей Дробышевский. «Если мы вспомним оценки тех денег, которые могли понадобиться для решения проблем банковской системы в
По мнению, эксперта, ситуация в мире сейчас далека от экономической катострофы. Даже ситуация в Греции сейчас «не настолько однозначна». Страна могла бы улучшить свою долговую обстановку, если бы проводила приватизацию более активно, — оптимистичен Дробышевский.
С другой стороны, у мировой экономики есть скорее структурная проблема, — убежден директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Это спекулятивная модель ее развития.
Он согласен с тем, что проблема госдолга не стоит на первом месте. Однако, уверен, что вторая волна кризиса постепенно наступает. «Мы уже прошли точку невозврата. Необходимое реформирование нынешней модели (через введение того же налога на финансовые транзакции) уже непременно приведет к ухудшению ситуации. Реформы нужно было проводить года два назад», — считает Николаев. «Тот самый „Идеальный шторм“ становится все более реалистичным», — говорит эксперт.
Между тем:
Термин «Идеальный экономический шторм» ввел нобелевский лауреат Нуриэль Рубини, первый предсказавший экономический кризис в США в