Создать такую корпорацию впервые публично предложил Владимиру Путину Сергей Шойгу ещё в ноябре прошлого года. Премьер эту идею поддержал. Однако сам Шойгу 11 мая становится губернатором Московской области и этой госкорпорацией заниматься больше не будет. Но его предложение не на шутку перессорило ведомства. Минэкономразвития подготовило соответствующий законопроект, но с ним категорически не согласен Минфин. А вот ФАС наоборот выступает за создание русской «Ост-Индской компании», только бы она подчинялась их антимонопольному законодательству.
Впервые с протестом выступил директор департамента налоговой и таможено-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин, сказав следующее: «У нас есть серьезные концептуальные замечания в части установления налоговых преференций в отношении отдельно взятых территорий. Мы полагаем, что такой подход не соответствует положениям Налогового кодекса. Мы не поддерживаем пока предложенный вариант редакции проекта».
26 апреля глава Минфина Антон Силуанов обратился к Игорю Шувалову, обратив внимание на то, что функции, которыми предлагается наделить «сибирскую» компанию, по закону могут выполнять только госорганы и казенные учреждения. То же касается и функции подготовки и внесения госкомпанией проектов решений правительства. Таким образом, «потребуется масштабная корректировка действующего законодательства, произойдет усложнение структуры госуправления, снижение эффективности и прозрачности бюджетных расходов», — считает Силуанов.
«Создание специальной структуры не только вредно, но и попросту ненужно», — утверждает министр финансов. Существующие инструменты поддержки территорий (госпрограммы, деятельность ВЭБа, институт инвестиционного уполномоченного, правительственная комиссия по инвестпроектам) ведомство называет «исчерпывающими» для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Если же программу по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока все же создадут, Минфин предлагает ограничиться формированием агентства в форме федерального органа исполнительной власти. Оно бы могло координировать действия федеральных структур в сфере социально-экономического развития региона.
Сейчас предполагается, что госкорпорации будут переданы исключительные права на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. А на ее землях есть не мало полезных вещей. Например, в Иркутской области находится крупнейшее в России золоторудное месторождение Сухой Лог. В Красноярском крае есть крупные железорудные месторождения — Удоронгское и Нижнеангарское, там же нефтяное Лодочное. В Туве — крупные угольные месторождения. Для госкорпорации и ее проектов вводится особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами. Упрощаются процедуры, регулирующие градостроительную деятельность и земельные отношения.
Также госкомпания получит права на использование «чужих» земельных участков для размещения своих проектов, так называемые публичные сервитуты. При этом им разрешается не переводить земли и земельные участки в другие категории. Однако, раздел законопроекта о публичном сервитуте противоречит другому законопроекту о внесении изменений в ГК, который определяет полный перечень видов сервитутов, среди которых публичный сервитут отсутствует.
Но это ещё не всё. Госкомпания получит масштабные льготы, аналогичные Сколково,— нулевую ставку налога на прибыль, на имущество организаций и на землю. НДС компании смогут платить или не платить по желанию. Вводится также льготная ставка отчислений на обязательное социальное страхование.
Самое интересное, федеральные и региональные органы власти не вправе вмешиваться в работу госкомпании. Только Счетная палата сможет проверять ее в установленном порядке. Таким образом, «страна в стране» будет подчиняться исключительно президенту. Только он сможет назначать или увольнять сотрудников и руководителей, включая гендиректора корпорации. Кстати, кто станет гендиректором ещё неизвестно, но многие подозревают, что эту должность займёт пока еще первый вице-премьер Игорь Шувалов.
На письмо Силуанова потенциальный гендиректор корпорации ответил так: «Мы считаем, что законопроект иногда нарушает ход взаимодействия между министерствами и ведомствами, внедряется в их компетенцию. Поэтому мы не хотели бы, создавая дополнительный механизм развития Дальнего Востока, мешать в целом государственному управлению. Корпорация развития может быть создана на базе „дочки“ ВЭБа — Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона», — сказал Шувалов.
«Мы не знаем, будет ли это госкорпорация, либо будут все-таки в рамках существующей уже „дочки“ ВЭБа это делать. Решение состоялось, что мы будем это делать, но в какой форме, идет обсуждение», — пошёл на попятную первый вице-премьер.