К распределению средств государственного бюджета обычно приковано повышенное внимание. Но важно не только то, какие ведомства сколько получат, но и то, насколько эффективно они эти средства потратят. А также стабильность поступления доходов, если ведомство их приносит. Резервов перераспределения средств между статьями бюджета практически не осталось. Самое время поискать резервы внутренние, повысить финансовую дисциплину и эффективность трат.
Чем и занялся Минфин. Он и раньше составлял соответствующие отчеты. Однако они были не формализованы. А самое главное — не влекли ответственности чиновников. Обнаружена неэффективность — и что? Пока не доказано умысла, слово «коррупция» произносить нельзя. А доказательства по различным причинам затягиваются. Кроме того, нужно все-таки различать преступление и банальную управленческую дурь (она же неэффективность). Но помнить, что простота — хуже воровства, и для бюджета дурное управление зачастую опаснее прямой коррупции.
В прошлом году Минфин разработал рейтинг оценки эффективности финансового менеджмента ведомств. Основные критерии: соответствие реального поступления доходов в бюджет ранее утвержденному плану-графику (для «доходных» ведомств). А для «расходных» — отсутствие кассовых разрывов; соответствие расходов ранее заявленным; чрезвычайные расходы и т.д.
Минфином разработана стобалльная шкала рейтинга. За низкие места в нем ведомства будут наказывать. Причем покусятся на святое: неэффективным грозятся урезать финансирование на следующий год. Впрочем, механизм пока не разработан.
По итогам
Работа ведомств-лидеров достаточно проста с точки зрения финансового менеджмента. Заплатил таможенную пошлину — перечислил ее в бюджет. А уж когда пик привоза на границу какого-либо товара (или, наоборот, пик вывоза нефти и другого экспорта), ФТС хорошо знает и план-график составить может. Конечно, для этого тоже нужен профессионализм, за что таможенникам честь и хвала.
Но есть ведомства менее «простые». Например, Федеральное космическое агентство, занявшее последнее место в рейтинге с 16,5 балла. Тут явная связь с катастрофами при запусках. В каждом таком случае многомиллионный аппарат списывается с баланса Роскосмоса — а это чрезвычайные расходы. Пока еще страховая компания заплатит...
Но рейтинг выявил кое-что и посерьезнее. В частности, предпоследнее место заняла Федеральная служба по аккредитации (16,7 балла). К деятельности Росаккредитации (а именно это ведомство ответственно за выдачу сертификатов соответствия на любой товар) много претензий. И если рейтинг Минфина станет поводом к наведению порядка, это можно только приветствовать.