«Пробег одного транспортного средства массой свыше 12 т равняется пробегу 20 тыс. легковых автомобилей», - приводит любопытные цифры первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Поэтому и приходится ежегодно перекрывать дороги для большегрузных автомобилей в связи с паводками, либо жарой. Однако автоперевозчики жалуются, что их бизнес терпит убытки и миллионы человек от этого страдают. На самом деле, само обсуждение этих жалоб — абсурдно.
Сегодняшнее плачевное состояние дорог - это последствия решений властей о распределении бюджетных денег в пользу чего угодно, кроме инфраструктуры, и плохой контроль за их использованием. И отдельным пунктом, - неспособность найти дополнительное финансирование. Так, решение о переходе на «нормативное» (то есть полноценное) финансирование дорог с 2011 года у нас в стране было принято только в 2007 году. То есть до этого, разбитые дороги у нас были законной нормой. «Но из-за кризиса это нововведение чуть отодвинулось. Сейчас правительством принято решение, что с 2014 года федеральная сеть дорог будет финансироваться на 100%», - рассказывает Игорь Астахов. По его словам, нужно еще 5 лет, чтобы ликвидировать «недоремонт» только федеральных дорог.
А ведь возможности найти дополнительные деньги существуют.
В экономике есть такое понятие - внешние эффекты (экстерналии). Это когда из рыночных отношений выпадают какие-то действия, имеющие последствия для других. А тем временем, суть государства как раз и заключается в том, чтобы перераспределять ресурсы страны более эффективно. В частности, - решать проблему экстерналий. Разбиваемые машинами дороги — классический пример внешнего эффекта. И логично было бы, если бы те машины, которые сильнее разбивают дорогу, платили бы больше за ее восстановление.
Сейчас на это направлены два вида налогов – это транспортный налог, который рассчитывается от количества лошадиных сил автомобиля, и идет в бюджеты субъектов на региональную сеть дорог, и топливный акциз, который мы платим, покупая бензин. С каждого литра бензина сейчас 1 руб. идет на федеральную сеть дорог и 4 руб. – на региональные дороги. С литра дизельного топлива 2 рубля идет в региональный фонд и 1 рубль – в Федеральный дорожный фонд.
«У нас (в стране, - «МК») мотоциклисты платят больше транспортный налог, чем владельцы грузовиков», - смеется директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин над абсурдным госрегулированием. Лысаков же предлагает «законодательно уменьшать стоимость ОСАГО, в том числе и для автомобилистов, и транспортный налог включать в стоимость топлива». По его словам, это принято более чем в 100 странах мира. Платить таким образом придется по принципу «Больше ест машина - больше платишь, больше ездишь – больше платишь». Мера очень нехитрая, и, если все грамотно посчитать, эффективная. Однако, в нынешних ценах на бензин сегодня содержится и так много политически важных рублей, чтобы там осталось место еще и на дороги.